Предмет и задачи социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:44, реферат

Описание работы

Молодой человек испытывает трудности в адаптации к обществу, налаживании взаимоотношений, успешном саморазвитии и самореализации. Юно¬ши и девушки стремятся быть достойными гражданами, признанны¬ми в коллективе, равными среди сверстников, людьми, ответственны¬ми в своей семейной жизни. Социальная педагогика может и должна содействовать решению этих проблем.
В условиях кризисного состояния общества именно социальная педагогика выступает ведущей отраслью педагогических знаний, по¬скольку озабочена проблемами успешной социализации человека. Социальная педагогика позволяет представителям каждого поколения чувствовать себя комфортно в обществе.

Содержание

Введение_________________________________________________3
Особенности развития социальной педагогики в России___________4
Предмет и задачи социальной педагогики________________________6
Заключение_______________________________________________14
Список используемой литературы____________________________15

Работа содержит 1 файл

Предмет и задачи социальной педагогики.docx

— 41.91 Кб (Скачать)

     - вскрыть закономерности социального воспитания и социализации развивающейся личности, управления образовательно-воспитательными системами;

     - выстроить ближайшие и отдаленные перспективы социального воспитания и социализации развивающейся личности;

     -  внедрить результаты исследований в практику;

     - разработать систему социального воспитания развивающейся 
личности (методы, средства, формы, технологии воспитания 
и обучения), а также управления образовательными структурами;

     - сформировать собственные теоретико-методологические основы, социально-педагогическое науковедение (объект, предмет, цели, задачи, функции, технологии, методы и т.д.), технологические и научно-методические основы социальной педагогики, технологию и методы научного исследования социально-педагогической практики;

      - разработать теоретические основы подготовки социальных педагогов.

     Важнейшие прикладные задачи социальной педагогики состоят в следующем:

     - пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;

     - содействовать в реализации индивидуальных качеств каждого 
человека, его задатков и способностей, в организации жизни, 
привлекая для этого объективно необходимую внешнюю поддержку;

     - проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека или группы людей для преодоления негативных воздействий окружающей среды;

     - контролировать и корректировать исполнение намеченного.

     Функции социальной педагогики.

     Полноценное функционирование любой науки обеспечено соответствием проводимых ею исследований потребностям практики.

     Одна  из основных функций социальной педагогики - объяснительно-исследователъская, предполагающая изучение, описание, анализ, объяснение и проектирование процессов, закономерностей и условий социального воспитания развивающейся личности.

     Практическая  функция реализует в социально-педагогической практике идеи, концепции и теории, педагогические системы и технологии, позволяющие включить личность в социальную среду (процесс социализации) через обучение и воспитание, общение и трудовую деятельность, содействие в ее самовоспитании, самообучении и самостоятельной организации своей жизни,

     Прогностическая функция позволяет научно обоснованно  предвидеть развитие теории и практики социального воспитания личности.

     Личностно-развивающая (образовательная) функция ориентирована как на развивающуюся личность, так и на педагогов-исследователей, участвующих в становлении социальной педагогики, поскольку процесс приобретения новых научных знаний способствует их профессиональному росту.

     Принципы  социальной педагогики — практическое руководство при выстраивании политики социально-педагогической деятельности. Они находятся в стадии активной разработки.

     Современное развитие социальной педагогики, как  считает А.В. Мудрик, базируется на следующих  принципах.

     Принцип гуманистической направленности воспитания отдает приоритет общечеловеческим ценностям и приятию индивидуальности личности во всех ее проявлениях. Выражается в поддержке личности как субъекта собственного развития, помощи при самореализации в семье, в трудовом коллективе, государственных, социальных, правовых и общественных учреждениях. Гуманизм отношений личности и педагога проявляется во взаимопонимании и в сопереживании, в приятии друг друга. Социальный педагог должен помочь развивающейся личности самореализоваться, убедиться в собственной уникальности, стать ответственной за свою жизнь. При этом исключены любые формы давления, конфликта, осуждения или принуждения.

     Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию. Этот принцип реализуется прежде всего в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы человека, в индивидуальном подходе к нему. Воспитание должно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, планете и биосфере, а также природоохранное ресурсосберегающее мышление и поведение.

     Принцип культуросообразности сочетает общечеловеческие, общенациональные и региональные культурные ценности, представляемые личности для выбора в качестве основы ее самоопределения и саморазвития. Реализация этого принципа приобщает детей, подростков, молодежь к различным пластам культуры этноса, общества, мира. Воспитание  должно содействовать самореализации и самоутверждению развивающейся личности адекватно динамично меняющемуся обществу. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания.

     Принцип вариативности социального воспитания исходит из многообразия и мобильности  потребностей и интересов личности и общества. Этот принцип предполагает, что условия для развития и  духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном и локальном уровнях:

     а) основываясь на общечеловеческих ценностях;

       б) учитывая этнические особенности,  также региональные, муниципальные и локальные условия;

       в) используя имеющиеся и создавая  новые возможности для реализации  личностного, возрастного, дифференцированного  и индивидуального подходов в  воспитательных организациях.

     Принцип коллективности социального воспитания служит его организационным основанием. Это обусловлено тем, что социальное воспитание через различные коллективы дает растущему человеку социальный опыт взаимодействия с окружающими, может содействовать самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению, т.е. опыту адаптации и обособления в обществе.

     Принцип центрации на развитии личности в процессе социального воспитания ориентирует, по мысли А.В. Мудрика, на помощь и содействие ее становлению, обогащению и совершенствованию, отдавая приоритет личности перед группой и коллективом. Решение естественно-культурных задач должно обеспечить физическое и сексуальное развитие; социально-культурных задач — интеллектуальное и социальное развитие; социально-психологических задач — личностное развитие (рефлексия и саморегуляция, самосознание и самоопределение, самореализация и самоутверждение).

     Принцип диалогичности социального воспитания исходит из субъект-субъектного  подхода к воспитанию и предполагает, что духовно-ценностная ориентация развивающейся личности осуществляется в процессе обмена воспитателем и воспитуемым ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и пр.) различных мировых культур и конкретного общества, различных поколений и субкультур, между членами воспитательной организации, а также совместного продуцирования ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

     Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным. Принцип предполагает, что в каждой развивающейся личности есть нечто незавершенное (незавершимое), существует потенциал к изменению и самоизменению. Этот принцип требует предоставления личности возможности на любом возрастном этапе состояться заново.

     Принцип дополнительности в социальной педагогике (сформулирован В.Д. Семеновым) предполагает рассматривать:

     - социализацию человека как совокупность взаимодополняющих 
процессов (природного, культурного, социального и др.);

     - социализацию как совокупность стихийного, частично направляемого относительно социально контролируемого процесса развития и самоизменения человека;

     - выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации разного уровня; изучение воспитания как одного из социальных институтов, включающего, в частности, взаимодополняющие виды воспитания, системы воспитания различного уровня и воспитательные организации различных видов и типов; рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов, создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

     - признание взаимодополняемости различных систем ценностей (западных и восточных, советской и современной России, города и деревни, различных субкультур и пр.), требующих реализации вышеперечисленных принципов.

                                       Заключение

     Предмет социальной педагогики - это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.

      На сегодняшний день уже накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т. е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов — как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности. 
 

 

     Список  используемой литературы

  1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. // «Социальная педагогика». Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
  2. Василькова Ю.В., Василькова ТА.// «Социальная педагогика». Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.
  3. Галагузова М.А. // «Социальная педагогика». Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.
  4. Никитин В.А. // «Социальная педагогика». Учеб. пособие для студ. высш.

       учеб. заведений . — ML: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с. 
 

Информация о работе Предмет и задачи социальной педагогики