Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Молодой человек испытывает трудности в адаптации к обществу, налаживании взаимоотношений, успешном саморазвитии и самореализации. Юно¬ши и девушки стремятся быть достойными гражданами, признанны¬ми в коллективе, равными среди сверстников, людьми, ответственны¬ми в своей семейной жизни. Социальная педагогика может и должна содействовать решению этих проблем.
В условиях кризисного состояния общества именно социальная педагогика выступает ведущей отраслью педагогических знаний, по¬скольку озабочена проблемами успешной социализации человека. Социальная педагогика позволяет представителям каждого поколения чувствовать себя комфортно в обществе.
Введение_________________________________________________3
Особенности развития социальной педагогики в России___________4
Предмет и задачи социальной педагогики________________________6
Заключение_______________________________________________14
Список используемой литературы____________________________15
- вскрыть закономерности социального воспитания и социализации развивающейся личности, управления образовательно-воспитательными системами;
- выстроить ближайшие и отдаленные перспективы социального воспитания и социализации развивающейся личности;
- внедрить результаты исследований в практику;
-
разработать систему социального воспитания
развивающейся
личности (методы, средства, формы, технологии
воспитания
и обучения), а также управления образовательными
структурами;
- сформировать собственные теоретико-методологические основы, социально-педагогическое науковедение (объект, предмет, цели, задачи, функции, технологии, методы и т.д.), технологические и научно-методические основы социальной педагогики, технологию и методы научного исследования социально-педагогической практики;
- разработать теоретические основы подготовки социальных педагогов.
Важнейшие прикладные задачи социальной педагогики состоят в следующем:
- пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;
-
содействовать в реализации индивидуальных
качеств каждого
человека, его задатков и способностей,
в организации жизни,
привлекая для этого объективно необходимую
внешнюю поддержку;
- проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека или группы людей для преодоления негативных воздействий окружающей среды;
- контролировать и корректировать исполнение намеченного.
Функции социальной педагогики.
Полноценное функционирование любой науки обеспечено соответствием проводимых ею исследований потребностям практики.
Одна
из основных функций социальной педагогики
- объяснительно-
Практическая
функция реализует в социально-
Прогностическая функция позволяет научно обоснованно предвидеть развитие теории и практики социального воспитания личности.
Личностно-развивающая (образовательная) функция ориентирована как на развивающуюся личность, так и на педагогов-исследователей, участвующих в становлении социальной педагогики, поскольку процесс приобретения новых научных знаний способствует их профессиональному росту.
Принципы социальной педагогики — практическое руководство при выстраивании политики социально-педагогической деятельности. Они находятся в стадии активной разработки.
Современное развитие социальной педагогики, как считает А.В. Мудрик, базируется на следующих принципах.
Принцип
гуманистической направленности воспитания
отдает приоритет общечеловеческим
ценностям и приятию
Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию. Этот принцип реализуется прежде всего в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы человека, в индивидуальном подходе к нему. Воспитание должно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, планете и биосфере, а также природоохранное ресурсосберегающее мышление и поведение.
Принцип культуросообразности сочетает общечеловеческие, общенациональные и региональные культурные ценности, представляемые личности для выбора в качестве основы ее самоопределения и саморазвития. Реализация этого принципа приобщает детей, подростков, молодежь к различным пластам культуры этноса, общества, мира. Воспитание должно содействовать самореализации и самоутверждению развивающейся личности адекватно динамично меняющемуся обществу. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания.
Принцип
вариативности социального
а) основываясь на общечеловеческих ценностях;
б) учитывая этнические
в) используя имеющиеся и
Принцип
коллективности социального воспитания
служит его организационным
Принцип центрации на развитии личности в процессе социального воспитания ориентирует, по мысли А.В. Мудрика, на помощь и содействие ее становлению, обогащению и совершенствованию, отдавая приоритет личности перед группой и коллективом. Решение естественно-культурных задач должно обеспечить физическое и сексуальное развитие; социально-культурных задач — интеллектуальное и социальное развитие; социально-психологических задач — личностное развитие (рефлексия и саморегуляция, самосознание и самоопределение, самореализация и самоутверждение).
Принцип
диалогичности социального
Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным. Принцип предполагает, что в каждой развивающейся личности есть нечто незавершенное (незавершимое), существует потенциал к изменению и самоизменению. Этот принцип требует предоставления личности возможности на любом возрастном этапе состояться заново.
Принцип дополнительности в социальной педагогике (сформулирован В.Д. Семеновым) предполагает рассматривать:
-
социализацию человека как совокупность
взаимодополняющих
процессов (природного, культурного, социального
и др.);
- социализацию как совокупность стихийного, частично направляемого относительно социально контролируемого процесса развития и самоизменения человека;
- выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации разного уровня; изучение воспитания как одного из социальных институтов, включающего, в частности, взаимодополняющие виды воспитания, системы воспитания различного уровня и воспитательные организации различных видов и типов; рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов, создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;
- признание взаимодополняемости различных систем ценностей (западных и восточных, советской и современной России, города и деревни, различных субкультур и пр.), требующих реализации вышеперечисленных принципов.
Предмет социальной педагогики - это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
На сегодняшний день
уже накопилось достаточно много эмпирических
и теоретических знаний, которые требуют
осмысления и систематизации, позволяют
выделить приоритетные научные направления,
т. е. создают условия для более интенсивного
развития социальной педагогики, оформления
ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего
развития социальной педагогики необходимо
также перечитать и переосмыслить с новых
позиций труды отечественных педагогов
— как дореволюционного, так и советского
периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие
культурным и историческим традициям
нашего народа. Немаловажное значение
имеет и освоение зарубежного опыта с
целью адаптации его применительно к нашей
российской действительности.
Список используемой литературы
учеб. заведений . — ML: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. — 272 с.