Предмет и основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:22, контрольная работа

Описание работы

Все науки, которые изучаются людьми, делятся на две большие группы: естественные и гуманитарные. К первой относятся астрономия, биология, география, математика и т.д. Группа гуманитарных наук изучает человека и общество. К данной группе относятся история, психология, философия, а также педагогика, изучающая механизмы передачи социального опыта новым поколениям.
Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, обучении и образовании.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 34.20 Кб (Скачать)
  1. Предмет и основные категории  педагогики.
 

   Все науки, которые изучаются людьми, делятся на две большие группы: естественные и гуманитарные. К первой относятся астрономия, биология, география, математика и т.д. Группа гуманитарных наук изучает человека и общество. К данной группе относятся история, психология, философия, а также педагогика, изучающая механизмы передачи социального  опыта новым поколениям.

   Педагогику  чаще всего определяют как науку  о воспитании, обучении и образовании.

   Объект  педагогики - воспитание как сознательно  и целенаправленно осуществляемый процесс.

   Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей подготовки растущего  человека к жизни в обществе (социализация) и его личностного формирования и развития (индивидуализация) в  условиях специально организованного  воспитания, обучения и образования.

   Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс).

   Теоретический аспект педагогики. Потребность в  новых знаниях возникает там  и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому  явлению: почему не достигнута цель, какие  причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е. возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебно-воспитательного процесса. Постепенно складывалась наука педагогика.

   Педагогическая  практика - учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений  о воспитании. Исторически она  зарождается прежде, чем искусство  и теория в педагогике. Вместе с  тем современная практика организуется как конкретное воплощение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций педагогической теории. В частности она особенно характерна для народной педагогики.

   Педагогика  как искусство. Уже обобщен опыт поколений и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т.е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. В этом значении личный опыт воспитателя играет решающую роль. Именно по этой причине К.Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству считая, что в ней допускается «произвол». А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г.П. Щедровицкий этот аспект педагогики назвал педагогической инженерией когда предписаны рекомендации по учебно-воспитательной деятельности, выведенные из теории.

   Педагогика  как учебный предмет в учебном  заведении. Он имеет специфическую  цель, предмет, методы и структуру; его  основная задача подготовка профессионального  педагога.

   Во  всех четырех аспектах «педагогика» обозначает один общий объект - область  образовательно-воспитательной деятельности. В основном же указанные аспекты  специфичны. Вот почему, читая и  изучая педагогическую литературу, общаясь  с преподавателями, учителями, методистами, родителями, осмысливая материалы средств  массовой информации, - каждый раз необходимо точно знать, в каком аспекте  в данном контексте использован  термин «педагогика».

   Итак, педагогика - это наука, изучающая  сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического  процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

   Педагогический  процесс - это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи и освоения социального  опыта.

   Педагогический  процесс включает в себя два основных компонента: обучение и воспитание.

   Любая область научного знания связана  с развитием понятий. Основными категориями педагогики являются: педагогический процесс, воспитание, обучение, образование, самообучение, самовоспитание, самообразование.

   Воспитание (социальное) - целенаправленный и специально организованный процесс формирования личности.

   Обучение - совместное целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого по усвоению явлений окружающего мира, их закономерностей  и определенных способов деятельности, необходимых для труда и жизни  в обществе.

   Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и др. установки. Именно поэтому обучение всегда носит воспитывающий характер.

   Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, подготовку квалифицированных  кадров для отраслей экономики.

   Самообучение - освоение и самостоятельное использование  механизмов овладения социокупыурными  нормами общественного сознания.

   Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельности человека по совершенствованию своих  положительных качеств и преодолению  отрицательных.

   Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знании в какой-либо области.

   Формирование - процесс становления человека как  социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает достижение личностной зрелости устойчивости.

   Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений физических и духовных начал человека. Способность  к развитию есть важнейшее качество личности на протяжении всей ее жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика принципов связи теории с практикой, обучения с жизнью.
 

   Принцип связи теории с практикой

   Практика  является основой познания. Поэтому  учащиеся должны понимать, что теоретические  изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные  науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных  проблем всегда проверяются практикой  и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.

   Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

   Очень часто важнейшим средством реализации требований данного принципа считается  организация уроков трудового обучения в школе. Действительно, трудовая деятельность школьников в процессе обучения имеет  не менее существенное значение, чем  учебная. Они должны быть единым целым. К тому же и сама учебная деятельность школьников должна рассматриваться  как важнейший путь их трудового  воспитания.

   Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в массовой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно  нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской  школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жданову). Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том числе и техническая. Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и техникумы, развивая умственные способности учащихся, и поэтому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г.

   В 1958 г. был принят Закон о связи  обучения с жизнью, где этот принцип  рассматривался как ведущий принцип  советской школы. Было введено одиннадцатилетнее  обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два  дня в неделю в течение всего  учебного года занимались профессиональным обучением. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и  т.п.

   Серьезное внимание уделялось связи теоретических  школьных предметов с профессиональным профилем школьников.

   Такая система просуществовала до 1963 г., когда отменили одиннадцатый класс  и работа, начатая в 1958 г., стала  сворачиваться. Начиная с 1977 г. опять  стали создаваться межшкольные  мастерские – УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.

   Однако  принцип связи теории с практикой  остается одним из важнейших, при  любых отклонениях в решении  вопросов трудового обучения. Особенности  содержания учебных предметов, их специфика  предусматривают разнообразные  формы связи теории с практикой.

   Традиционными путями связи теории с практикой  являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация  различного рода наблюдений за конкретными  объектами и явлениями и т.п. Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся. Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать содержание, запоминать его, но и как  бы переносить на себя происходящее с  героями литературных произведений.

   Точно так же, как и при использовании  наглядных пособий в процессе обучения, когда мы говорим о необходимости  соблюдать чувство меры, надо ограничивать количество конкретных примеров, раскрывающих связь теоретического материала  с практическим, чтобы количество этих примеров «не заслоняло» системы формируемых знаний у учащихся.

   Знакомство  учащихся с практикой может осуществляться в самом начале изучения какой-то темы, прежде чем они начнут изучение соответствующего теоретического материала, или по ходу изучения темы, или в  конце.

   Порой принцип связи теории с практикой  подменяется так называемым политехническим  принципом. Понятие это является более частным по отношению к  принципу связи обучения с жизнью и распространяется только на осуществление  политехнического образования.

   Обучение  всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание это целостный  процесс. Воспитанность определяется характером отношений человека к  окружающей действительности. Но отношения  эти формируются на основе знаний, поэтому так важно применение всех принципов обучения, которые  имеют и воспитывающее значение.

   Процесс обучения – это процесс передачи знаний о мире, процесс воспитания – это процесс воздействия  на систему отношений учащегося  к окружающей его действительности. 

   Принцип связи обучения с жизнью.

   Этот  принцип был положен в основу организации работы советской школы  с первых лет ее существования. Руководствуясь этим принципом, советская школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первых лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.

   Принцип связи воспитания с жизнью требует  постоянного обновления содержания и организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительству нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке воспитательной  работы молодежь включается в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности  учащихся.

   Этот  принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

   1. Следует преодолевать абстрактность  и догматизм в социальном и  трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной  и посильной деятельности.

Информация о работе Предмет и основные категории педагогики