Правовой статус студентов и обучающихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией каждый имеет право на образование. В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся фактом достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Содержание

1.Введение
2. Правовой статус студентов
1)Статус обучающегося в высших общеобразовательных учреждениях.
2)Административно-правовые гарантии студента.
3)Обязанности студента.
4)Ответственность студента.
3. Выводы.
4. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

Факультативная часть, как  отмечалось выше, формируется в зависимости  от целого ряда обстоятельств, поэтому  в правовом положении студентов  возможны серьезные отличия, обусловленные  не только статусом образовательного учреждения, его уставом и иными  локальными актами, но и образовательным  уровнем обучающегося, реализуемой  профессиональной образовательной  программой, содержанием договора на образовательные услуги и т. д.

Так как студент - это социальный статус, права, и обязанности студента не ограничены учебным процессом, они обусловлены всей вузовской жизнедеятельностью и степенью социальной активности студента, потому и ответственность студентов может наступать за нарушения, совершенные вне стен вуза, - вплоть до исключения из вуза.

Конституционное право на образование зависит не только от внешних факторов, обеспечивающих его  реализацию. Оно предполагает наличие  разнообразных прав, свобод и обязанностей студентов. Некоторые права можно  одновременно рассматривать как  гарантии реализации основного, конституционного права на образование, - например, право на получение социальной стипендии.

Очевидны различия в возможностях и гарантиях реализации права  на ВПО в государственных и  негосударственных вузах. Если ориентироваться  на либеральную модель и рассматривать образовательные учреждения как элемент гражданского общества, то статус студентов должен в основе своей, безусловно, совпадать и в полной мере обеспечиваться надлежащей организационно-правовой защитой.

Основной объем прав и  обязанностей студентов лежит в  плоскости учебного процесса, они  перечислены в ст. 16-19 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в п. 62-74 Типового положения  о вузе, ряд норм разбросан по тексту этих нормативно-правовых актов. Однако следует отметить, что этот набор прав может быть отнесен  только к студентам гражданских государственных или муниципальных вузов. В ряде случаев в законе делается соответствующая оговорка, однако фактически отличий в статусе обучающихся в иных образовательных учреждениях гораздо больше. Студенты государственных и муниципальных вузов также могут различаться по объему своих прав. На обучающихся в военных образовательных учреждениях эти нормы вообще не распространяются, их статус определен Типовым положением о военном образовательном учреждении ВПО. Целесообразно закладывать в принципы регулирования образовательных отношений равенство прав и обязанностей студентов независимо от организационно-правовой формы вузов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (когда это касается каких-либо дополнительных государственных расходов или напрямую связано с интересами государства).

Основной обязанностью студента является обязанность "овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки  все виды заданий, предусмотренных  учебным планом и образовательными программами высшего профессионального  образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития" (п. 8 ст. 16 ФЗ). При всей краткости этой формулировки она оказывается невероятно емкой, так как охватывает основные требования к пребыванию студента в этом социальном качестве, во всех возможных проявлениях. Отчисление из вуза главным образом  связано именно с неисполнением  этих обязанностей.

В уставах вузов обычно предусматриваются такие обязанности  общего характера, как поддержание  авторитета вуза (или содействие его  росту), бережное отношение к имуществу  вуза, исполнение законных приказов и  распоряжений администрации и т. д. Кроме того, нужно назвать обязанность студентов, проживающих в общежитии, заключить договор по типовой форме (которая до сих пор не утверждена федеральным органом управления образованием, и вузы разрабатывают ее самостоятельно); обязанность студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, заключать контракт; обязанность студентов, обучающихся за счет собственных средств, своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии с условиями договора; также для студентов - "договорников" и "целевиков" может быть предусмотрена обязанность освоения дополнительных учебных дисциплин.

В целом можно считать  объем прав и обязанностей студентов  достаточно сбалансированным - с учетом того, что их академические права, свободы и обязанности корреспондируют автономии вуза. Однако не все из заявленных прав в должной мере обеспечены надлежащими гарантиями, как организационными, так и материальными.

Остается в значительной степени неурегулированной проблема ответственности студента. Ее можно  разделить на несколько составляющих. Во-первых, это ответственность социальная. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных  законодательством об образовании  и иными релевантными нормативно-правовыми  актами, значительную материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, отсюда и разная степень социальной ответственности. Так, студент, обучающийся за счет средств бюджета, в значительной степени должен чувствовать бремя социальной ответственности перед государством и налогоплательщиками. Студент, который платит за обучение родительскими деньгами или средствами спонсора, работодателя, прежде всего перед ними и ответственен.

Показателем социального  характера ответственности студента является то, что большинство вузов  отчисляет студентов, совершивших  уголовные правонарушения, а иногда и административные правонарушения, со ссылкой на свои уставы.

Во-вторых, это ответственность  непосредственного участника образовательных  отношений - за соблюдение установленных норм и правил, исполнение обязанностей, надлежащую реализацию своих прав и свобод и т.д., то есть юридическая ответственность. Однако и в том, и в другом случае речь идет об ответственности, возникающей у личности в связи с адресным получением от государства конституционного права на высшее профессиональное образование.

Ответственность студента в  образовательных отношениях - это ответственность за выполнение надлежащим образом графика учебного процесса, посещение обязательных занятий, соблюдение учебной дисциплины и многочисленных требований Правил внутреннего распорядка и общежития. В ст. 16 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" говорится об ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом. Выше уже было сказано о том, как обстоит дело с вузовскими уставами - их обтекаемые формулировки делают студента совершенно незащищенным. Поскольку в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности, требуется нормативная конкретизация составов возможных правонарушений участников образовательных отношений. Серьезные затруднения возникают в случае причинения студентом имущественного вреда вузу. Конкретных норм о материальной ответственности студентов в законодательстве об образовании нет. Возместить ущерб можно только в судебном порядке, в соответствии с нормами Гражданского кодекса - и такие случаи крайне редки. Известен иск студентов негосударственных вузов г. Омска об обоснованности призыва их в армию, на основании которого был сделан запрос в Конституционный суд Российской Федерации. Однако немало споров возникает по другим основаниям: в связи с отказом вузов выдать документы об образовании при отсутствии оплаты за обучение, изменением договорных условий, введением дополнительных платных услуг, в целях возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Очевидно, что если и возникнет подобный спор, суд не будет руководствоваться ни КоАП РФ, ни ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (так как, строго говоря, ректор не является должностным лицом в российском праве). Иск студента будет рассматриваться в гражданско-правовом порядке - в лучшем случае, в худшем - на основе ФЗ "О защите прав потребителя".

Пока нельзя говорить о  существующем действенном механизме  защиты нарушенных прав в области  высшего профессионального образования. В то же время студенты активно  используют систему внесудебных  гарантий. По их заявлениям и жалобам  в вузы обращаются депутаты разного  масштаба, прокуратура, органы управления образованием, различные общественные и правозащитные организации, даже региональные управления исполнения наказаний  Министерства юстиции РФ, и, конечно, средства массовой информации. Действия преподавателей или вузовской администрации  нередко обжалуются ректору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Правовой статус студента - сложная многомерная модель, наиболее полная и законченная в сравнении с другими категориями обучающихся в образовательных учреждениях.

Общеправовая характеристика студента носит комплексный характер и включает в себя нормы различных  отраслей права.

Статус студента далеко не в полной мере защищен существующим механизмом гарантий, особенно это  касается студентов негосударственных  вузов, в том числе аккредитованных.

Не урегулирован вопрос о  дисциплинарной, материальной ответственности  студентов.

Требуют тщательной проработки вопросы студенческого самоуправления.

Необходимо принять Федеральный  закон "О правовом статусе студента".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы. 
1. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  
2."Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  
(постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)  
3."Права студентов, учащихся и абитуриентов" (Р.Л. Суняева) (Юрайт-Издат, 2007)


Информация о работе Правовой статус студентов и обучающихся