Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на образование. В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся фактом достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
1.Введение
2. Правовой статус студентов
1)Статус обучающегося в высших общеобразовательных учреждениях.
2)Административно-правовые гарантии студента.
3)Обязанности студента.
4)Ответственность студента.
3. Выводы.
4. Список использованной литературы.
Факультативная часть, как отмечалось выше, формируется в зависимости от целого ряда обстоятельств, поэтому в правовом положении студентов возможны серьезные отличия, обусловленные не только статусом образовательного учреждения, его уставом и иными локальными актами, но и образовательным уровнем обучающегося, реализуемой профессиональной образовательной программой, содержанием договора на образовательные услуги и т. д.
Так как студент - это социальный статус, права, и обязанности студента не ограничены учебным процессом, они обусловлены всей вузовской жизнедеятельностью и степенью социальной активности студента, потому и ответственность студентов может наступать за нарушения, совершенные вне стен вуза, - вплоть до исключения из вуза.
Конституционное право на образование зависит не только от внешних факторов, обеспечивающих его реализацию. Оно предполагает наличие разнообразных прав, свобод и обязанностей студентов. Некоторые права можно одновременно рассматривать как гарантии реализации основного, конституционного права на образование, - например, право на получение социальной стипендии.
Очевидны различия в возможностях и гарантиях реализации права на ВПО в государственных и негосударственных вузах. Если ориентироваться на либеральную модель и рассматривать образовательные учреждения как элемент гражданского общества, то статус студентов должен в основе своей, безусловно, совпадать и в полной мере обеспечиваться надлежащей организационно-правовой защитой.
Основной объем прав и обязанностей студентов лежит в плоскости учебного процесса, они перечислены в ст. 16-19 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в п. 62-74 Типового положения о вузе, ряд норм разбросан по тексту этих нормативно-правовых актов. Однако следует отметить, что этот набор прав может быть отнесен только к студентам гражданских государственных или муниципальных вузов. В ряде случаев в законе делается соответствующая оговорка, однако фактически отличий в статусе обучающихся в иных образовательных учреждениях гораздо больше. Студенты государственных и муниципальных вузов также могут различаться по объему своих прав. На обучающихся в военных образовательных учреждениях эти нормы вообще не распространяются, их статус определен Типовым положением о военном образовательном учреждении ВПО9 . Целесообразно закладывать в принципы регулирования образовательных отношений равенство прав и обязанностей студентов независимо от организационно-правовой формы вузов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (когда это касается каких-либо дополнительных государственных расходов или напрямую связано с интересами государства).
Основной обязанностью студента
является обязанность "овладевать знаниями,
выполнять в установленные
В уставах вузов обычно
предусматриваются такие
В целом можно считать объем прав и обязанностей студентов достаточно сбалансированным - с учетом того, что их академические права, свободы и обязанности корреспондируют автономии вуза. Однако не все из заявленных прав в должной мере обеспечены надлежащими гарантиями, как организационными, так и материальными.
Остается в значительной
степени неурегулированной
Показателем социального
характера ответственности
Во-вторых, это ответственность
непосредственного участника
Ответственность студента в образовательных отношениях - это ответственность за выполнение надлежащим образом графика учебного процесса, посещение обязательных занятий, соблюдение учебной дисциплины и многочисленных требований Правил внутреннего распорядка и общежития. В ст. 16 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" говорится об ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом. Выше уже было сказано о том, как обстоит дело с вузовскими уставами - их обтекаемые формулировки делают студента совершенно незащищенным. Поскольку в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности, требуется нормативная конкретизация составов возможных правонарушений участников образовательных отношений. Серьезные затруднения возникают в случае причинения студентом имущественного вреда вузу. Конкретных норм о материальной ответственности студентов в законодательстве об образовании нет. Возместить ущерб можно только в судебном порядке, в соответствии с нормами Гражданского кодекса - и такие случаи крайне редки. Известен иск студентов негосударственных вузов г. Омска об обоснованности призыва их в армию, на основании которого был сделан запрос в Конституционный суд Российской Федерации. Однако немало споров возникает по другим основаниям: в связи с отказом вузов выдать документы об образовании при отсутствии оплаты за обучение, изменением договорных условий, введением дополнительных платных услуг, в целях возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Очевидно, что если и возникнет подобный спор, суд не будет руководствоваться ни КоАП РФ, ни ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (так как, строго говоря, ректор не является должностным лицом в российском праве). Иск студента будет рассматриваться в гражданско-правовом порядке - в лучшем случае, в худшем - на основе ФЗ "О защите прав потребителя".
Пока нельзя говорить о
существующем действенном механизме
защиты нарушенных прав в области
высшего профессионального
Заключение.
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать следующие
Правовой статус студента - сложная многомерная модель, наиболее полная и законченная в сравнении с другими категориями обучающихся в образовательных учреждениях.
Общеправовая характеристика студента носит комплексный характер и включает в себя нормы различных отраслей права.
Статус студента далеко не в полной мере защищен существующим механизмом гарантий, особенно это касается студентов негосударственных вузов, в том числе аккредитованных.
Не урегулирован вопрос о дисциплинарной, материальной ответственности студентов.
Требуют тщательной проработки
вопросы студенческого
Необходимо принять
Список использованной
литературы.
1. Федеральный закон от 22.08.1996
N 125-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании".
2."Комментарий к Федеральному закону
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании".
(постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен
для системы КонсультантПлюс, 2007)
3."Права студентов, учащихся и абитуриентов"
(Р.Л. Суняева) (Юрайт-Издат, 2007)