Правовой статус образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 05:28, реферат

Описание работы

С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.

Работа содержит 1 файл

правовой статус обр учрежд.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

    Введение.

    С момента зарождения человечества сразу  возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие  технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.

    Единственный  выход, который удалось найти  человеку – это организация целенаправленного  процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником.

    В настоящее время регулирование  образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь  на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром  право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.

    Успешное  развитие любого общества немыслимо  сегодня без школы и университета. 

    Образовательное учреждение – это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития  образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно. Нужно также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство  в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.

    Поэтому, изучение правового положения образовательных  учреждений в настоящее время  представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с  деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.  

 

    В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона об образовании). Для признания учреждения образовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

    а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;

    б) осуществляло реализацию одной или  нескольких образовательных программ.

    Образовательное учреждение является юридическим лицом  и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут  быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:

  1. учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);
  2. учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;
  3. учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;
  4. учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;
  5. учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.

    К образовательным относятся учреждения следующих типов:

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального,  среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования  взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    6) учреждения дополнительного образования;

    7) учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования  детей;

             9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п.4 ст.12 Закона об образовании). 

    Также образовательному учреждению, для осуществления  в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо  для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.1 Как правило,  большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию.

      В ГК отсутствует указание  на то, кто может быть собственником  (т.е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст.11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения  следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды,  общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации,  граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

    Учредитель  образовательного учреждения – собственник  имущества или обладатель прав пользования  имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.

    Финансирование  образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т.е. учредителем.

    Анализ  Закона об образовании позволяет  выделить целый комплекс прав и обязанностей учредителя.

    Учредитель  имеет право:

  • создавать образовательное учреждение любого типа2;
  • создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п.1 ст.33);
  • определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п.3 ст.6);
  • назначать руководителя образовательного учреждения;
  • устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п.1 ст.16);
  • устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч.2 п.1 ст.16);
  • контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п.3 ст.39);
  • реорганизовать образовательное учреждение в иное  учреждение (п.1 ст.34);
  • ликвидировать образовательное учреждение (п.4 ст.34);
  • изымать у образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых  п.6 ст.39;
  • получать долю дохода образовательного учреждения (п.2 ст.45);
  • изымать средства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены как платные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п.3 ст.45);
  • приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п.5 ст.47).

    Учредитель  обязан:

  • обеспечить приём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право на получение основного общего образования (ч.2 п.1 ст.16)3;
  • закрепить за образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п.1 ст.39);
  • в случае назначения, найма руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения включать его в свой штат (п.5 ст.35).

    Особенности финансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел в одном договоре или самостоятельный договор о финансировании4.

    В таком договоре было бы целесообразным указать принципы и нормативы  финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную, учредителя за его задержку.5

    Финансирование  может быть как полным, так и  частичным.

    Будучи  полноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятся решение собственника6 о создании учреждения и устав, утвержденный собственником7.

    В содержании основного акта законотворчества образовательного учреждения, на основании  которого оно функционирует, - устава в обязательном порядке должны быть указаны следующие положения:

    1) наименование, место нахождения (юридический,  фактический адрес), статус образовательного учреждения;

    2) наименование учредителя;

    3) организационно-правовая форма образовательного  учреждения;

    4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

    5) основные характеристики организации  образовательного процесса, в том числе:

    а) язык (языки), на котором ведутся  обучение и воспитание;

    б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

    в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

    г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

    д) система оценок при промежуточной  аттестации, формы и порядок ее проведения;

    е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

    ж) наличие платных образовательных  услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

    з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

Информация о работе Правовой статус образовательного учреждения