Права детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:41, реферат

Описание работы

Права ребенка – те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок. Ребенком признается каждый человек до 18 лет вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, месторождения, национального или социального положений, имущественного, сословного положения.

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 33.78 Кб (Скачать)
  1. Права ребенка.

 Права ребенка  – те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок. Ребенком признается каждый человек до 18 лет  вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, месторождения, национального или социального  положений, имущественного, сословного положения.

 Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям, в ней указывается, что материнство  и детство дают право на особое попечение и помощь. Т.о. признавая  равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, Международное  сообщество признает необходимость  дополнительной помощи и поддержки  детям для гармоничного развития личности. Ребенок должен расти в  атмосфере любви и добра. Задача взрослых помочь ребенку подготовиться  к самостоятельной жизни, стать  полноправным членом общества, создать  ребенку условия для нормального  физического и интеллектуального  развития. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права  ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей как  правило рассматривались в контексте  существующих проблем.

  1. Принятие ООН в 1959 году декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социально-правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Документ состоит из 10 положений, признание и соблюдение которых должно позволить детям обеспечить счастливое детство.

 Конвенция о правах ребенка. К концу 70-ых уровень развития общества, положения детей, новые  проблемы, показали, что одних декларативных  принципов недостаточно, требовались  документы, в которых на основе юридических  норм были закреплены меры и способы  защиты прав детей. В этих целях в 1974 году была принята декларация о  защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах, в период вооруженных  конфликтов. В 1986 году принята декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и  международных условиях. В течение 10 лет с 1979 по 1989 специалисты многих стран мира, участвующие в комиссии ООН по правам человека, разрабатывали  текст нового положения о правах ребенка, в котором максимально  учитывались бы все стороны жизни  ребенка в обществе. Данный документ – Конвенция о правах ребенка (20.11.1989). 

 
  1. Основные  положения Конвенции.

 Согласно концепции  основным принципом защиты прав детей  является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяются требования особой защиты общества, социально уязвимых групп детей. В соответствии с этими принципами:

  1. ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  2. ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. ребенок имеет право на свободу личности, мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  4. ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого отношения как со стороны родителей, так и с законных опекунов либо другого лица, заботящегося о ребенке.
  5. ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту со стороны государства.
  6. ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в этих отношениях ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствует его уверенности и облегчает его активное участие в жизни общества.
  7. ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  8. ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
  9. пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к иной религиозной группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  10. на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  11. на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, духовному, моральному и социальному развитию.
  12. на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.
  13. государства-участники обеспечивают чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловеческим или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имеет право на незамедлительный доступ к правовой или другой соответствующей помощи.
  14. государства обязуются применять меры для борьбы с незаконным перемещением либо невозвращением детей из-за границы.
  15. государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали участие в военных действиях.
 

 Признавая ребенка  самостоятельным субъектом права  Конвенция ставит перед взрослыми  задачу подготовки ребенка к самостоятельной  жизни в обществе, воспитание его  в духе мира, достоинстве, терпимости, свободы равенства и солидарности. В отличии от декларации прав ребенка, которая просто провозглашает определенные принципы, Конвенция установила минимальные  нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для  соблюдения всеми странами, которые  ратифицировали Конвенцию. Конвенция  стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей, не только экономические, социальные, культурные, но и гражданские  и политические. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые  права детей приобрели силу международного права.

  1. улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживании для женщин и детей.
  2. сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний, создание более широких возможностей для получения образования и решения продовольственной проблемы.
  3. защита детей, оказавшихся в зонах ЧС. При подведении итогов были намечены положительные сдвиги в решении проблем, обозначенных в 90-е годы. Например, одной из основных целей, поставленных всемирной декларацией, было сокращение коэффициента смертности детей с 5 лет. В целом он сократился в мире лишь на 14%
 

Основные положения  декларации можно разделить на 3 группы.

  1. создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни всех детей (детская смертность, питание, медицинская помощь, развитие системы социальных услуг и тд). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактики распространения этого вируса среди детей и молодежи.
  2. обеспечение качественного базового образования для всех детей.
  3. предоставление всем детям, особенно подросткам возможностей для деятельного участия в жизни общества.
  4. участие детей-инвалидов, создание в государстве систем и программ, позволяющих им получать образование, профессии, возможность посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества.

    Подводя итоги  можно отметить, что в начале 21 века Конвенция о правах ребенка  является основным документом, регулирующим права детей в современном  мире.  На международном уровне помимо практической оценки реализация положений  конвенции тех или иных стран  и выработки плана дальнейших действий с учетом проблем современного общества они выполняют важнейшую задачу: акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей. 

  1. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ

    Важную роль в  решении проблем, детей на международном  уровне играет детский фонд ООН. ЮНЕСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков  и стихийных бедствий, поставление продовольствия, лекарства, чистую воду в зону ЧС. Организовывает оказание помощи по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ пропагандирует концепцию «Дети как зона мира». Для обеспечения лучшей их защиты свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы. Представительство ЮНИСЕФ в России было открыто в марте 1997 года. Одна из основных задач – помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России. Национальным координатором деятельности ЮНИСЕФ в России является министерство труда и социального развития, а ведущими партнерами – министерство образования, здравоохранения, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, а также местные органы государственной власти.

  1. Жестокое обращение с детьми.

    Жестокое обращение  – все формы физического или  психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное или небрежное, жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка.

    4 основные формы  насилия:

  1. физическое - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющие ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже мешающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.
  2. сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также проституция и порно-бизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основание считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
  3. психическое насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, несоответствующих его возрастным возможностям, тормозящим развитие его личности и приводящих к формированию психологических комплексов.
  4. социальное насилие – пренебрежение интересами и нуждами ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке и доминантного обеспечения его основных потребностей: питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь. В результате чего нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и социальному развитию.

    Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над  детьми совершаются в семье, 38% в  школах и детских учреждениях, поэтому  огромное значение имеет система  защиты прав детей, позволяющая отслеживать  такие нарушения прав ребенка.

  1. Органы опеки и попечительства.

    Это орган государственной  исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству.

    Опека – вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетних до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Попечительство – вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным, например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство отличается от опеки основаниями возникновения тем, что попечитель не самостоятельно совершает от имени подопечного сделки, а лишь дает согласие на их совершение. Остальные обязанности опекуна лежат и на попечителе. Обязанности и права органа опеки распространяются на сферу взаимоотношений, связанных в первую очередь с опекой и попечительством над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными либо ограничено дееспособными.

    К функциям органов опеки и попечительства относятся также надзор за правами несовершеннолетних, в том числе и имеющих родителей; урегулирование споров между родителями, отнесенных к компетенции органов опеки, т.е. споры о воспитании детей, об установлении имени ребенка, контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

    Органы опеки  и попечительства являются органами местного самоуправления, исполняющими функцию по опеке и попечительству на соответствующей территории:

  1. защита и охрана прав и интересов несовершеннолетних детей
  2. защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  3. защита прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно недееспособными
  4. контроль за деятельностью опекунов и попечителей
  5. выбор форм устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве
  6. охрана имущественных прав несовершеннолетних детей и недееспособных граждан
  7. разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Информация о работе Права детей