Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа
Цель исследования – выявить эффективность применения средств формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии в 7 классе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;
- разработать тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
- разработать план-конспект урока «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития практической деятельности учащихся………………………………………………………………………………4
1.1. Сущность понятия «практическая деятельность»………………….4
1.2. Средства развития практической деятельности учащихся………………………………………………………………………7
1.3. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках техноло-гии………………………………………...9
1.4. Возрастные особенности учащихся 7 класса……………………...15
1.5. Выводы ……………………………………………………………...19
Глава 2. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках техноло-гии……………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………………19
2.2. Тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………23
2.3. План – конспект урока по разделу «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………29
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………38
Приложения……………………………………………………………………40
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Выводы
В первой главе данной курсовой работы раскрыта сущность понятия «практическая деятельность». Дана общая характеристика практических умений и навыков, их анализ и составляющие. Показана необходимость средств развития практической деятельности учащихся на уроках технологии. Так же рассмотрен процесс развития практических умений и навыков на уроках технологии. Рассмотрены с психолого-педагогической точки зрения возрастные особенности учащихся 7-х классов.
Глава 2. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках технологии
2.1. Роль и место раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» уделяет немало внимания вопросам изучения свойств древесины, металла, пластмассы и их безопасности для жизни человека, а так же проблемам экологической безопасности их изготовления, утилизации отходов, вторичному использованию сырья, безотходным технологиям. Основная цель изучения блока «Элементы машиноведения» - дать школьникам знания об устройстве и функционировании машин и механизмов бытового назначения.
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по VII класс. В VII классе дополнительно отводится 18 ч. на художественную обработку материалов. Содержание обучения, сохраняя, преемственность с прежней программой, несколько изменилось. Одно из важных изменений - осязательный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, и взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы
учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами
качества, а также с методами и условиями их достижения.
Изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов. Например, знакомя учащихся с устройством сверлильного, товарного и фрезерного станков, учитель обращает их внимание, на то, что конструкция соответствующего станка имеет специальные устройства, которые создают условия для осуществления процесса резания и формообразования (части станков и их элементы, обеспечивающие строго заданные формообразующие
движения режущего инструмента или заготовки или и заготовки, и инструмента).
Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно сложные задачи) разработать осуществить определенный проект. Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется
цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект
может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов
программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один какой-либо раздел, например технологию обработки материалов.
Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (металлами), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.
Учащиеся VII класса должны:
- иметь представление о современных технологиях;
- иметь общее, представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
- знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;
- знать классификацию машин по выполняемым ими функциям;
- иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей;
- уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
- знать общие принципы технического и художественного конструирования изделий;
- иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий;
- уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
- уметь рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
- работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
- уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;
- уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;
- владеть основами художественной обработки древесины или металлов;
- конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
19
Информация о работе Практическая деятельность учащихся на уроках технологии