Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа
Цель исследования – выявить эффективность применения средств формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии в 7 классе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;
- разработать тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
- разработать план-конспект урока «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития практической деятельности учащихся………………………………………………………………………………4
1.1. Сущность понятия «практическая деятельность»………………….4
1.2. Средства развития практической деятельности учащихся………………………………………………………………………7
1.3. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках техноло-гии………………………………………...9
1.4. Возрастные особенности учащихся 7 класса……………………...15
1.5. Выводы ……………………………………………………………...19
Глава 2. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках техноло-гии……………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………………19
2.2. Тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………23
2.3. План – конспект урока по разделу «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………29
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………38
Приложения……………………………………………………………………40
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития практической деятельности учащихся…………………………………………………………
1.1. Сущность понятия «практическая деятельность»………………….4
1.2. Средства развития практической деятельности учащихся…………………………………………………………
1.3. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках технологии………………………………………...9
1.4. Возрастные особенности учащихся 7 класса……………………...15
1.5. Выводы ……………………………………………………………...19
Глава 2. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках технологии……………………………………………………
2.1. Роль и место раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………………19
2.2. Тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………………23
2.3. План – конспект урока по разделу «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс……………29
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………38
Приложения……………………………………………………
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Цель исследования – выявить эффективность применения средств формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии в 7 классе.
Объект исследования – учебный процесс в 7 классе.
Предмет исследования – применение средств формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;
- разработать тематический план раздела «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
- разработать план-конспект урока «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения» 7 класс;
В работе использованы следующие методы исследования:
Эмпирический метод. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.
Теоретический метод. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.
Глава 1. Теоретические основы развития практической деятельности учащихся
1.1. Сущность понятия «практическая деятельность»
Деятельность — работа, занятие в какой-либо области. Это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, созерцание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на сознание и преобразование внешнего мира и самого человека. Как отмечено выше, под деятельностью понимают процесс осуществления реальной жизни человека в окружающей среде — это его общественное бытие во всем многообразии его форм. Через деятельность человек воздействует на себя, на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к себе, вещам он является субъектом, а по отношению к людям — личностью, субъектом, индивидом.
Под деятельностью можно понимать систему, имеющую свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Как видно из приведенных выше суждений, термин "деятельность" применяется в разных значениях. Он имеет много определений, и различия их не подвергаются специальному рассмотрению. Это свидетельствует о том, что термин используется без установки на фиксацию строгих значений, четких различий в понятиях. При этом реализуемая смысловая форма оперирования термином характеризуется индивидуальностью и зависит от складывающейся ситуации в анализе явлений. Анализ значений позволяет выделить следующие формулировки:
1) поведение — это совокупность реакций на биосоциальные раздражители, проявление жизненной активности. Оно связано с нарушением энергетического равновесия в отношениях индивида со средой;
2) чувственное возбуждение в мозгу приводит к активности мышечной системы, к запуску невольного или произвольного движения;
3) действие имеет своей причиной "Я";
4) деятельность осуществляется сознательной исторической личностью, насыщенной переживаниями, отношениями;
5) поведение не существует без психики, которая начинается с потребности, а затем переходит к мысли;
6) труд — деятельность продуктивная, требующая представленности цели, соотнесения с исходным материалом, этапами преобразования и результатом. Предметная деятельность отвечает потребности, опредмечиваемой в мотиве;
7) деятельность есть поведение человека, направленное на удовлетворение потребности и состоящее из действий, объединенных целью;
8) при самодвижении деятельности она возвышается над адаптацией;
9) деятельность — это совокупность процессов, объединенных общей направленностью, побудителем;
10) деятельность есть целостность, большая, чем "люди". Она захватывает индивида и заставляет его вести себя определенным образом, состоит из цели, задачи, процедуры, методов, средств, исходного материала, продукта.
Сравнивая приведенные формулировки, можно наметить качественные переходы. Вначале "деятельность" совпадает с естественным процессом реагирования на внешние воздействия в рамках установления "оптимальных" отношений со средой. Однако в случае реагирования человека на социальную среду включается его активность как "деятеля" (в целеполагании, постановке задач и т. п.) и естественный принцип протекания деятельности нарушается.
При постановке задачи извне и контроле за ее решением эта задача (норма, цель, план, программа и т. п.) захватывает человека, подчиняет его бытие. Определенность задач и норм зависит при этом не столько от человека, сколько от применяемых им средств и методов. Целеполагание, выполняемое человеком, может получить "внешние" для него как субъекта рамки, принуждающие его к определенной деятельности. Можно представить четыре уровня поведения человека в социуме, два из которых называют "жизнедеятельностью" (внутренне свободным, стихийным типом бытия человека в естественной и социальной среде) и два — "деятельностью" (внешне предопределенной организационно-функциональной структурой общества и его культурой).
Практическая деятельность – реализация учащимися на уроке практических методов обучения.
Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков психолог и педагог И. Ф. Гербарт предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
1.2. Средства развития практической деятельности учащихся
К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока.
Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.
Особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства.
Независимо от содержания предмета или профессии все средства обучения можно подразделить на четыре группы:
- печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно-технологические карты и контролирующие программы);
- экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы);
- звуковые (аудиозаписи);
- объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы, отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию).
Содержание обучения раскрывается через учебный план, программу и систему средств обучения, которая служит основой для организации и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя.
Поэтому обеспечение учебных заведений средствами обучения имеет немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.
Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой для полного и качественного изучения предмета в рамках отведенного времени.
Задачи и функции средств обучения
Применение средств обучения коренным образом изменят структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке.
Средства обучения расширяют границы опыта и наблюдений учащихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законов развития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью, для организации разнообразной самостоятельной работы на уроке.
Они лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними.
Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности.
Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет преподавателю решить следующие дидактические задачи: более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов, наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики, лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков, установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.
Одно время считалось, что применение технических средств обучения может радикально изменить всю систему обучения. Однако, мнение о том, что ТСО могут заменить преподавателя не оправдались.
Как показала практика, средства обучения являются специфическими средствами педагогического труда, умножающими возможности преподавателя и мастера в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
1.3. Применение средств развития практической деятельности учащихся на уроках технологии
Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
Информация о работе Практическая деятельность учащихся на уроках технологии