Познавательные процессы и их роль для человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Содержание

Познавательные процессы и их роль для человека
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление.

Работа содержит 1 файл

Психология и педогогика.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      Многие  обучающиеся занимаются в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы интернатного типа (главным образом для сельских жителей) с отрывом от работы (full-time education). В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, различных общественных и частных организаций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в средних общеобразовательных и профессиональных школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о среднем или высшем образовании. Значительные масштабы при помощи телевидения приобрело так называемое образование для досуга.

      Во  многих странах Азии, Африки и Латинской  Америки основную роль в образовании  играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практическим обучением для получения специальности. В некоторых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создается сеть государственных начальных школ для взрослых, а также технических школ. В некоторых средних учебных заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или среднее образование. Этим странам оказывает существенную помощь ЮНЕСКО. 

      В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме обучения.

      Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение  должно пройти специальные процедуры - аттестацию, лицензирование и аккредитацию.   

      Управление  образовательной  системой 

      Управление  образовательной системой представляет собой специфический вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, оно имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

      С конца 80-х гг. в Российской Федерации  предпринимаются усилия по обновлению научной базы управления образовательной  системой. Итогом комплексной научной  работы стала принятая Правительством в 1991 г. «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Законом РФ «Об образовании» (1992, новая ред. 1995) разграничена компетенция органов управления различных уровней, создана правовая основа для формирования децентрализованной системы управления. К компетенции государственных органов управления образованием были отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образовательных учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).

      Отечественная дидактика исходит из того, что  образовательная система может  работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды управления образовательной системой. В первом случае объектом управления оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические и нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях учебно-воспитательного процесса с целью наращивания образовательного потенциала, повышения его эффективности.

      Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы управления. В рамках каждой из них возможно рассмотрение взаимосвязанных, но относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. К тому же управление специфично на различных уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения.

      В Российской Федерации органы управления образованием сформированы на трех уровня - государственном, общественном и смешанном  и имеют достаточно сбалансированные полномочия. В то же время в зарубежных странах с исторически сложившимся централизованным образованием (Греция, Нидерланды и др.), ведущую роль в решении его вопросов играют высшие административно-государственные органы. В странах же с децентрализованной системой (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.) местные органы обладают достаточно широкой автономией.

      Понимание принципиальных положений, определяющих содержание отечественного образования, его построение и управление, дает основание сделать вывод о  том, что к настоящему времени в Российской Федерации сложилась стройная образовательная система, позволяющая решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного цивилизованного общества. Ее основные усилия направлены на решение задач гуманизации образовательной среды, всестороннее и гармоничное развитие обучающихся в интересах личности, общества и государства.     
 
 
 

 

     Список  используемой литературы

  1. Гребенюк  О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для  студентов вузов -М.: Владос, 2003. -160 с.
  1. Григорович  Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
  1. Харламов  И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов  вузов, 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

Информация о работе Познавательные процессы и их роль для человека