Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:51, контрольная работа
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Познавательные процессы и их роль для человека
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление.
На основе требований образовательного стандарта государственными органами управления образованием разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней и направлений. Образовательное учреждение на договорной основе также может реализовывать и дополнительные образовательные программы.
В то же время Законом об образовании предусмотрено обучение и по авторским образовательным программам. В отличие от примерных программ они разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, что позволяет реализовывать в них оригинальные концепция и содержание. Однако их использованию в образовательном процессе предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п. При этом эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе ее создания; в чем отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов и т.д.
В
Российской Федерации образовательные
программы подразделяются на общеобразовательные
и профессиональные. К общеобразовательным
относятся программы
Профессиональные
образовательные программы
Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования. В их число также включены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и образовательные учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и др.). Учащиеся, не освоившие программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся или продолжают обучение в форме семейного образования.
Начало
XXI в. отличается тем, что непрерывность
образования становится основным принципом
образовательной политики современного
цивилизованного государства. Оно не ограничивается
стенами учебных заведений, предполагая
слияние учебы с трудом и досугом людей.
Обучение детей раннего возраста организуется
на гибкой основе, с тем, чтобы семья и
общественность совместно участвовали
в этом и совместно несли необходимые
расходы. Обучение в начальной и средней
школе приобретает комплексный характер,
все более нацеливается на обеспечение
молодежи и взрослых широкой общей подготовкой,
дающей возможность овладевать различными
специальностями. К тому же развитие современных
образовательных систем планируется с
учетом возможностей, предоставляемых
новыми информационными технологиями.
При этом особое внимание уделяется проблеме
образования взрослых.
Особенности образования взрослых
Образование взрослых - направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учетом их образовательных интересов и возрастных особенностей создается и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п.
Необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогрессов, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, следовательно, возможностей его рационального использования. В современной России его значение усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением многих граждан в общественно-политическую жизнь.
Исторически зарождение образования взрослых (XVIII в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Его современное состояние в возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов личности.
В
образовании взрослых преобладает
обучение в свободное от работы время.
Как повышение квалификации оно осуществляется
в рабочее время, с отрывом или без отрыва
от работы. Занятия под руководством преподавателей
(лекторов, инструкторов) сочетаются с
самообразованием.
Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:
1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2.
Как самостоятельное
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.
Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.
В
то же время обучение дает возможность
обогатить самообразование
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.
Самообразование
в последние годы рассматривается
как составная часть системы
непрерывного образования,
выступающего связующим звеном между
базовым образованием (общим и профессиональным)
и периодическим повышением квалификации
или переподготовки специалистов.
Структура непрерывного образования
Непрерывное
образование представляет собой
философско-педагогическую концепцию,
согласно которой образование
В
теории и практике непрерывного образования
особо акцентируется
В мировой педагогике понятие непрерывного образования выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К этому понятию тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.
В психолого-педагогическом аспекте характерной является тенденция опоры на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта.
Важной
чертой практики непрерывного образования
в последние годы становится самостоятельный
выбор образовательных целей
и средств их достижения. В связи
с этим идея непрерывного образования
связана с переходом
В
личностном плане непрерывное образование
реализуется не только за счет функционального
включения человека в образовательный
процесс или организационных мер, обеспечивающих
«преемственность звеньев», но и благодаря
формированию внутренней личностной позиции,
обеспечивающей преемственность образования
во внутреннем мире личности. В этом случае
оно является способом выработки ее смысловых,
жизненных ориентиров, включая и профессионально-
Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.
Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере общества. Особое значение приобретают социально-практические и научно-прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. К тому же разработка его теоретических и прикладных проблем обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.
Рассмотренная характеристика образования отражает его концептуальные позиции, реализуемые в Российской Федерации. Они соответствуют эволюции отечественной образовательной системы. Однако в образовании зарубежных стран зачастую просматриваются иные подходы. Главную роль в них играют вузы, средние и профессиональные учебные заведения, курсы и центры образования, национальные культурные центры и т. п. В них люди, имеющие неполное среднее или среднее образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразовательной или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить профессиональную квалификацию. Эти учреждения также оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс средней школы или к приемным экзаменам в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Информация о работе Познавательные процессы и их роль для человека