Повышение двигательной активности на физкультурном занятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским.

Содержание

1.Значение двигательной активности детей для физического развития.
2.Понятие об общей и моторной плотности занятия;
3.Пути повышения двигательной активности на занятии;
4. Наблюдение за двигательной активностью детей на занятии в конкретной группе.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 28.07 Кб (Скачать)

Тема: «Повышение двигательной активности на физкультурном занятии»

1.Значение двигательной  активности  детей для физического развития.

2.Понятие об общей и  моторной плотности занятия;

3.Пути повышения двигательной  активности на занятии;

4. Наблюдение за двигательной  активностью детей на занятии  в конкретной группе.

Список литературы

1.Значение  двигательной активности  детей  для физического развития.

В дошкольном возрасте закладываются  основы крепкого здоровья, правильного  физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление  двигательной деятельности, а также  начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических  потребностей организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития. И они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит  здоровье детей, их физическое и общее  развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного  режима, который установлен в детском  учреждении и дома.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному  И.А.Аршавским. Теория индивидуального  развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и  его клеточных элементов находятся  в прямой зависимости от характера  функционирования скелетных мышц в  разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Особенность заключается  не просто в восстановлении исходного  состояния в связи с имевшей  место очередной деятельностью  развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно  предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. От систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

2. Понятие  об общей и моторной плотности  занятия;

Проблема оптимизации  нагрузки зависит от ее дозирования  в физических упражнениях, от плотности  занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия. Общая плотность — отношение  педагогически оправданного времени  ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время  — это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями. К неоправданным  затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения  дисциплины. При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к  стопроцентной общей плотности. Моторная плотность — отношение  времени, затраченного непосредственно  на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Рациональная моторная плотность и  дозирование учебно-тренировочной  нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий  занятий, от характера конкретных учебных  или тренировочных заданий. Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т. е. определяет кривую изменения ЧСС  в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность  физической нагрузки занимающегося.

Итак, оценка двигательной активности (ДА) проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность (ОП) представляет собой отношение полезного времени  к общей продолжительности всего  занятия, выраженное в процентах:

ОП = (полезное время / продолжительность  занятия) х 100.

Моторная плотность (МП) занятия  характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы  правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность  занятия и умножить на 100.

Если общая плотность  занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность  может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая МП может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления  и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) является информативным показателем  реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты сердечных  сокращений в процессе выполнения физической нагрузки и в восстановительном  периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

При правильном построении занятий с повышенной двигательной активностью детей частота пульса к концу вводной части (на 2-3 мин.) должна достигать 140 уд./ мин., что составляет 40 - 50% по отношению к исходному  уровню (90-100 уд./мин.) В основной части  занятия частота пульса должна колебаться в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью  и в подвижной игре. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс должен находиться в пределах 135-15- уд./мин. В заключительной части -- снижаться до 130-120 уд./мин. Таким  образом, частота пульса при ОРУ  должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях - на 40-50%, при беге и в  подвижной игре может увеличиться  на 80-100%, в заключительной части снижается  на 20-30%; в среднем ЧСС на занятии  должна находиться в пределах 140-160 уд./ мин.

3.Пути повышения  двигательной активности на занятии;

Двигательная активность рассматривается как главное проявление жизни естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию; основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, подчиненная основному закону здоровья «приобретаем, расходуя»; кинетический фактор. Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики.

В основе всех методов физического  воспитания, которые делятся на две  группы: специфические и общепедагогические, лежит избираемый способ регулирования  нагрузки и порядок сочетания  ее с отдыхом.

На основе анализа исследований ученых, выделяются следующие методы и приемы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях: применение разных способов организации детей; использование упражнений динамического характера, требующих координации, ловкости и выносливости; рациональное использование оборудования; активизация мыслительной деятельности, самостоятельности; создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений; лаконичное объяснение и четкий показ упражнений; использование музыкального сопровождения; вариативность подвижных игр и др.

Повышению двигательной активности детей 6-7 лет способствуют физкультурные занятия по типу круговой тренировки (за счет непрерывности выполнения основных движений), в форме ритмической гимнастики (за счет высокого темпа движений, эмоционального фона и музыкального сопровождения), на открытом воздухе (за счет включения до 5 пробежек, разнообразных игр и эстафет и др.).

4. Наблюдение  за двигательной активностью  детей на занятии в конкретной  группе.

Для выполнения задания контрольной  работы мы посетили дошкольное учреждение №14 г.Речицы, где провели наблюдение за подготовительной группой в процессе физкультурного занятия. Сюжетное занятие: «В зимнем лесу» подготовительная к школе группа.

Задачи: повышать интерес  детей к физкультурным занятиям, закреплять навыки лазания по шведской стенке, прыжков в высоту с места, метания в вертикальную цель и  прокатывания мяча по скамейке одной  рукой; развивать ловкость, скорость.

Оборудование: гимнастические скамейки, набивные мячи, вертикальная мишень для метания, шведская стенка, набивные мешочки, гимнастический ящик (плинт) для впрыгивания на возвышение и спрыгивания с высоты.

Ход занятия.

Вводная часть.

«Зайчик следы путает»: Ходьба скрестным шагом, «змейкой».

«Медведь»: ходьба на наружной стороне стопы.

«Лиса»: ходьба на носках крадучись, плавные движения кистей рук перед  собой, как будто что-то поглаживая.

«Волк»: бег широким шагом.

«Лось»: бег высоко поднимая колени.

Основная часть

Упражнения общеразвивающего характера

1. «Ёлка».

И.п. – основная стойка.

1. – руки через стороны  вверх;

2. – И.п.

Дозировка: 7 раз

2. «На ёлке зеленые  иголки».

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях.

1. - встать на колени, руки  в стороны. Пальцы широко раздвинуть;

2. – И.п.

Дозировка: 8 раз.

3. «Ёжик под ёлкой свернулся  клубочком»

И.п. – опора на кисти  рук и носки ног.

1. – перейти на опору  на предплечья и колени;

2. – И.п.

Дозировка: 7 раз.

4. «Снег»

И.п. – стоя на коленях, руки вытянуть вперед.

1. – руки плавно и  мягко поднять вверх, смотреть  на ладони;

2. – плавно вернуться  в и.п.

Дозировка: 8 раз.

5. «Зайчик»

И.п. – слегка расставить ноги, руки внизу.

1. – присесть, согнуть  руки к плечам ладонями вперед, сказать: «ф – ф – ф –  р»;

2. - И.п.

Дозировка: 7 раз.

«Лиса охотится»

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, кисти рук  под подбородком.

1. – поднять голову  медленно и как можно выше;

2. – И.п.

Дозировка: 7 раз

«Белочка орешек разгрызла»

И.п. – лежа на спине, обхватив руками согнутые в коленях ноги.

1. – положить ноги на  пол, руки вдоль туловища

2. – И.п.

Дозировка: 7 раз.

«Белочка скачет с ветки  на ветку»

И.п. – ноги врозь, руки перед  грудью, кисти рук вниз.

1. – 4 - прыжки, смещая обе  ноги вправо – влево. Чередовать  с ходьбой на месте.

Дозировка: 2 раза

Основные движения

1. «Катаем снежный ком».

Ходьба вдоль скамейки, катя по ней мяч одной рукой.

2. «Играем в снежки».

Метание в вертикальную цель.

3. «Белка прячется в  дупло»

Лазание по шведской стенке одноименным шагом.

4. «Зайцы резвятся на  лужайке: прыгают на пенек,  а с него – в сугроб».

Впрыгивание на предметы высотой 40см с места и спрыгивание с  них в обозначенное место.

Подвижная игра «Два Мороза».

Заключительная часть

Игра малой подвижности  «Ледяные кружева»

Для оценки двигательной активности детей подготовительной к школе  группы на физкультурных занятиях мы использовали хронометраж и пульсометрию. Метод хронометража использовался  для измерения моторной плотности  занятия. Наиболее простой способ - использование секундомера с суммирующим устройством. Методика проста: секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража используется одна - она нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения. Соотношение двигательной активности к общему времени наблюдения в процентах подсчитывается по формуле:

Время ДА = дв. 100% / вр. набл.

Проанализировав серию физкультурных  занятий в опытных группах  мы определили среднюю МП на них, которая  составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий  эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических  функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая  плотность занятий составила  в среднем 75-80%, которая явилась  следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени  занятия, чередованием умственной и  физической деятельности; непродуманностью методов руководства и организации  детей; командного стиля руководства  педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям.

Информация о работе Повышение двигательной активности на физкультурном занятии