Потенциал личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Творчество как педагогическое явление – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Работа содержит 1 файл

Творческий потенциал личности .docx

— 35.21 Кб (Скачать)

     - ассоциация, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

     - анаксиоматизация, то есть отбрасывание  каких-либо несущественных признаков  для достижения решения. В педагогике  под творчеством понимают решение  проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны;

     - эвристические методы и принципы (эвристики)- систему эвристических  правил деятельности педагога (методы  преподавания) и деятельности ученика  (методы учения), разработанных в  целях развития интуитивных процедур  деятельности учащихся в решении  творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Широко распространены такие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, прием завышения оценки удачного способа решения задачи, прием «отстранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

     Один  из творческих путей решения задач  — мозговой штурм. Он чаще всего  используется как групповая деятельность. Смысл метода состоит в коллективном обсуждении творческой проблемы, когда  каждый участник имеет право высказать  любое суждение и даже такое, которое  на первый взгляд может показаться нелепым.

     Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли, что позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, нежелания  вступить в конфликт с определенными  людьми. Оптимальное количество участников данного мероприятия — пять—двенадцать  человек. Руководитель должен воздерживаться от давления на членов группы и в  то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной  повлиять на их творческую инициативу. Он должен обеспечить атмосферу раскованности  и свободы. Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые  в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии.

     Названные технологии: направлены на активизацию личностного развития учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт; позволяют повысить степень мотивации, эмоциональности, самостоятельности и активности учебно-творческой деятельности; обеспечивают использование полученного опыта в будущем для решения нестандартных жизненных и профессиональных задач. 
 

     6. Задания по формированию  практических компетенций 

     1. Дайте характеристику  творческого состояния  личности. Какое оно? 

     Творческая  личность – личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающимся путем применения оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новые материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или социальной значимостью и прогрессивностью. Для творческой личности характерна устойчивые, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно - творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творчества способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально или лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего творческая личность достигает большого успеха в одном виде деятельности, например, музыке, спорте, математике и т.д.

     Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя  активность есть лишь экспликация продуктов  внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом  дальнейшего изложения и анализа.

     Творчество  есть высший уровень самовыражения  человека, в рамках которого формируются  новые формы осознания себя и  взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.

     Но  история знает не мало примеров высоких  творческих достижений в нескольких и даже многих областях человеческой деятельности (М.В. Ломоносов, Микеланджело и др.), в связи с этим противоречиво говорить о всесторонне развитой творческой личности.

     Все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными  навыками, может создать даже великое  произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей  нетворческих. Психологи пришли к  выводу о том, что творчество таких  гигантов, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение  обычных, повседневных мыслительных процессов. Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это делать.

     По  моему мнению, творческой личностью  все же себя может назвать далеко не каждый человек, поскольку кто-то привык пользоваться чужими способностями  и знаниями, а кто-то добивается всего  сам, при этом имеет всегда свой взгляд на происходящее. Творческим людям  свойственна восприимчивость, эти  люди переживают все события в  глубине своей души, поэтому они  более ранимы, но с другой стороны  творческим людям, намного легче  переживать сложные ситуации, благодаря  тому, что они могут выхлестнуть  все свои негативные или позитивные эмоции через свое творение, например музыкант, сыграет мелодию и вместе с нею выхлестнет все что у  него в душе, художник возьмет определенные краски и укладывая их на лист, оставит  на нем все, что у него в душе, то же самое и с писателями, поэтами… 

     2. Опишите проявление  творчества студентов  в учебной деятельности

     Каждый  имеет возможность проявить свой талант, в каком бы вузе вы не учились, в нём есть творческие объединения. Театральные, художественные, поэтические, общественные, музыкальные (духовные инструменты, хор, группы, исполняющие современные  жанры музыки), танцевальные. Также  действуют и спортивные секции, коллективы, организующие для себя активный отдых.

     Творчество  – это неотъемлемая часть жизни  каждого. Ты технарь, гуманитарий, биолог, химик или повар – везде  по жизни важно идти с креативом. Ведь как сказал Сергей Довлатов —  «в любой работе есть место творчеству». Творческая деятельность студентов – это обязательная составляющая молодёжной жизни. Неважно, сидишь ты в зале в качестве болельщика или выносишь на сцену микрофоны, танцуешь, поёшь, пишешь статьи – всё это здорово! Это те моменты жизни, которые ты запомнишь надолго. Я считаю, что творчество это неотделимая часть человеческой деятельности. Без творческого процесса было бы невозможно развиваться человечеству, не было бы ни новых открытий и изобретений, ни кладезей искусства, которыми гордиться любой культурно развитый человек.

       Процесс творческого мышления  заложен в каждом с самого  рождения, разница заключается лишь  в том, что не каждый человек  желает развивать свой творческий  потенциал. Творчество не обязательно  подразумевает под собой создание  шедевров и грандиозных открытий, творчество в большей степени  под моим пониманием это развитие  человека, человеческих внутренних  талантов и возможностей, поиск  себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Список использованной  литературы: 

     1. Личность в психологии В.А.  Петровский, 1996г. 

     2. Основы психологии и педагогики  Т.А. Турлак, 2005г. 

     3. Общая психология А.Г. Маклаков, Минск, 2009 г.  

     4. Интернет–источник http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00075151_0.html 

    5. Новейший психолого - педагогический словарь А.П. Астахова, Минск 2010 г. 

     6. Структура и развитие личности К.К. Платонов, Москва, 1986 г.

Информация о работе Потенциал личности