Потенциал личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Творчество как педагогическое явление – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Работа содержит 1 файл

Творческий потенциал личности .docx

— 35.21 Кб (Скачать)

     1. Объективное и  субъективное творчество  личности 

     Творчество  как педагогическое явление –  это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто  творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более  совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

     Творчество  предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

     Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми теориями, открытиями, произведениями искусства, так и субъективное творчество, проявляющееся в овладении новыми для данной деятельности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности. 
 

     2. Мотивация творчества 

     Мотивация – совокупность причин психической  характеристики, определяющей поведение  человека, его начала, направленность и активность.

     Основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, трудолюбие. Суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Выделяют две группы мотивов творчества:

     = внешние – стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения;

     = внутренние – удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению.

     Одним из внешних источников творческой мотивации  является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

     При "белой" зависти чужой успех  оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть  подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к  объекту зависти и оказывает  деструктивное влияние на личность самого завидующего.

     Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве  учебных заведений и практически  на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

     И все же в школе и на работе следует  так организовать деятельность, чтобы  она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным  ученым, великим писателем, не обладая  знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

     Внутренние  источники творческой мотивации - это  интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

     Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность  в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство  иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

     Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии  противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

     А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и  потому, что не писать я не мог".

     Значит  единство творческой мотивации проявляется  в самом факте существования  и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

     Оба вида мотивации так тесно связаны  друг с другом, что их отдельно обособленный анализ является весьма затруднительным.  
 
 

     3. Личностные качества творческой личности 

     Для успешного развития творческого  потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения  и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

     Творческим  людям присущи следующие личностные черты:

     - независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений;

     - открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

     - высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

     - развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

     А вот качества творческой личности, которые выявили американские психологи Э. Торренс и Л. Холл:

     - высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений;

     - высокая способность к проникновению в нужды других;

     - способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм;

     - способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения;

     - наличие чувства грядущего — яркое представление того, что будет. 
 

     4. Процессуальные характеристики  творчества 

       Творчество как деятельность включает в себя ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности. Характеристиками творческой личности являются:

     - интеллектуально-творческая инициатива;

     - жажда познания и преобразования;

     - чувствительность к проблеме, новизне;

     - потребность в нестандартном решении задач;

     - критичность ума;

     - самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

     Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких  процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяет его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность, ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления и т.п. Воспитание творческих способностей в школе и в вузе должно базироваться прежде всего на учете индивидуальных методов работы.

     В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

     - выражает активно-преобразовательное  отношение к миру;

     - включает личность в значимые  для нее сферы деятельности  общественные отношения;

     -  выступает механизмом решения  жизненно важных задач, алгоритм  которых был неизвестен;

     - определяет собственную индивидуальность  для другого;

     - защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

     Педагогика  исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности - совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявления. Результатом этих проявлений выступают те характеристики творческой личности о которых говорилось выше. Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.  
 

     5. Технологии развития  творческого потенциала  личности 

     Согласно  исследованиям, развитие творческого  потенциала личности в большей степени  зависит от особенностей обучения и  воспитания, чем от возраста.

     Творческий  потенциал – это проявление заложенных природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему.

     Творческий  потенциал личности проявляется  в новообразованиях:

     1) способность открытия нового  знания

     2) появление новых мотивов, целей  учебной деятельности

     3) владение новыми способами деятельности

     4) импровизационность – способность  внезапно принимать решения 

     5) расширение поля интеллектуальной  активности

     6) креативность – плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

     Для формирования творческой направленности имеются генетические предпосылки  которые определяются как творческий потенциал. Творческий потенциал - это проявление заложенной природой духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю человечества.

     Теоретические исследования и педагогическая практика показывает всех психически здоровых людей можно научить творчеству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечить освоение новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности на основе инновационных технологий обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий, в соответствии с одной из них выделяют две группы технологий:

     1) предметно-ориентированные, направленные на полное усвоение учебного материала, реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

     2) личностно-ориентированные, направленные на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

     Личностно-ориентированные  технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с  опорой на такие психологические  механизмы, как:

Информация о работе Потенциал личности