Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:45, контрольная работа
Творчество как педагогическое явление – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.
1.
Объективное и
субъективное творчество
личности
Творчество как педагогическое явление – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.
Для
педагогики значимо как
объективное творчество, представленное
оригинальными, новыми общественно значимыми
теориями, открытиями, произведениями
искусства, так и субъективное
творчество, проявляющееся в овладении
новыми для данной деятельности способами
познавательной деятельности, в открытии
новых смыслов в прежней деятельности.
2.
Мотивация творчества
Мотивация – совокупность причин психической характеристики, определяющей поведение человека, его начала, направленность и активность.
Основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, трудолюбие. Суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Выделяют две группы мотивов творчества:
= внешние – стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения;
= внутренние – удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению.
Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.
При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.
Для
того, чтобы стимулировать человека
к творчеству, необходимо повысить
его внутреннюю мотивацию. В большинстве
учебных заведений и
И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.
Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.
Любознательность,
удивление, чувство нового, уверенность
в правильном направлении поиска
и сомнения при неудачах, чувство
иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-
Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.
А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог".
Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.
Оба
вида мотивации так тесно связаны
друг с другом, что их отдельно обособленный
анализ является весьма затруднительным.
3.
Личностные качества
творческой личности
Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.
Творческим
людям присущи следующие
- независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений;
- открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
А вот качества творческой личности, которые выявили американские психологи Э. Торренс и Л. Холл:
- высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений;
- высокая способность к проникновению в нужды других;
- способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм;
- способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения;
-
наличие чувства грядущего — яркое представление
того, что будет.
4.
Процессуальные характеристики
творчества
Творчество как деятельность включает в себя ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности. Характеристиками творческой личности являются:
- интеллектуально-творческая инициатива;
- жажда познания и преобразования;
- чувствительность к проблеме, новизне;
- потребность в нестандартном решении задач;
- критичность ума;
- самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.
Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяет его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность, ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления и т.п. Воспитание творческих способностей в школе и в вузе должно базироваться прежде всего на учете индивидуальных методов работы.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
-
выражает активно-
- включает личность в значимые для нее сферы деятельности общественные отношения;
-
выступает механизмом решения
жизненно важных задач,
-
определяет собственную
- защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Педагогика
исследует творческую
направленность личности в любой сфере
деятельности. Творческая направленность
личности - совокупность креативных представлений
человека о себе и способах их проявления.
Результатом этих проявлений выступают
те характеристики творческой личности
о которых говорилось выше. Эти качества
определяют относительно устойчивое поведение
человека в разнообразных жизненных ситуациях.
5.
Технологии развития
творческого потенциала
личности
Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста.
Творческий потенциал – это проявление заложенных природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему.
Творческий потенциал личности проявляется в новообразованиях:
1) способность открытия нового знания
2)
появление новых мотивов,
3)
владение новыми способами
4)
импровизационность –
5)
расширение поля
6) креативность – плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Для формирования творческой направленности имеются генетические предпосылки которые определяются как творческий потенциал. Творческий потенциал - это проявление заложенной природой духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю человечества.
Теоретические исследования и педагогическая практика показывает всех психически здоровых людей можно научить творчеству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечить освоение новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности на основе инновационных технологий обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий, в соответствии с одной из них выделяют две группы технологий:
1) предметно-ориентированные, направленные на полное усвоение учебного материала, реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.
2) личностно-ориентированные, направленные на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.
Личностно-