Поощрение и наказание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 25.71 Кб (Скачать)

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение  и наказание.  В теории и практике воспитания широко распространена точка  зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и  тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных  эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение -- коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

Поощрение - это  сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое  испытывает поощренный, вызывает у  него прилив сил, подъем энергии, уверенность  в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью  и результативностью. Но самый главный  эффект от поощрения - возникновение  острого желания вести себя так  и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние  психического комфорта как можно  чаще. В то же время поощрение  не должно быть слишком частым, чтобы  не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Поощрение - способ выражения общественной положительной  оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который  избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных  силах и дальнейшем движении вперед. Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может  выразить жестом, мимикой, положительной  оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в  виде поручения, одобрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение  вниманием возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Поощрение более высокого уровня - благодарности, награждения - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитателях, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения  требует тщательной дозировки и  известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение  может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается прежде всего психологическая сторона поощрения, его последствия. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявил высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы - кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрение, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощряя, учитывайте мнение коллектива. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремлённость и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки. Главное в нынешнем школьном воспитании - соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение  полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотивов и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.

Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы  не появлялись ученики, захваленные  и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния  поощрения зависит от того, насколько  оно объективно и находит поддержку  в общественном мнении коллектива.

Отношение к  наказаниям в педагогике весьма противоречиво  и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы  наказания вообще были запрещены.

Наказание - один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас  папирусах встречаются рисунки  на темы педагогической практики тех  лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над  ним. Обосновывая правомерность  наказания как метода воспитания А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только закончена, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного - чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения на нездоровой основе. Педагогические требования к применению мер наказания суть следующие:

1) нельзя наказывать  за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать  наспех, без достаточных оснований,  по подозрению: лучше простить  десять виновных, чем наказать  одного невинного:

3) сочетать наказание  с убеждением и другими методами  воспитания;

4) строго соблюдать  педагогический такт;

5) опора на  понимание и поддержку общественного  мнения;

6) учет возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников.

Наказание - метод  педагогического воздействия, которое  должно предупредить нежелательные  поступки, тормозить их, вызывать чувство  вины. Наказание корректирует поведение  ребенка, дает ему ясно понять, где  и в чем ошибся, вызывает чувство  неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у  школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в  коем случае не должно причинять ребенку  страдания - ни физическое, ни моральное. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых.

Виды  наказания:

- Наложение дополнительных  обязанностей.

- Лишение или  ограничение определенных прав.

- Моральное порицание,  осуждение.

- Обсуждение  на собрании, отстранение от занятий.

- Исключение  из школы.

Условия наказания

- Сила наказания  увеличивается, если оно исходит  от количества или поддерживания  им. Поэтому надо опираться на  собственное мнение.

- Не рекомендуется  применять групповые наказания.

- Если решение  о наказании принято, то нарушитель  должен быть наказан.

- Наказание действенно, если оно понятно ученику, и  он считает его справедливым. После наказания о нем не  вспоминают, а с учеником сохраняют  нормальные отношения.

- Нельзя оскорблять  воспитанника (доводить до слез). Наказывать не по личной неприязни,  а по педагогической необходимости.  Формула «проступок - наказание»  должна соблюдаться неукоснительно.

- Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку  педагога в наказании исправить  значительно труднее, чем в  любом другом случае. Поэтому  не торопитесь наказывать до  тех пор, пока нет полной  ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности  в справедливости и полезности  наказания.

- Не допускайте  превращения наказания в орудие  мести. Воспитывайте убеждение,  что воспитанника наказывают  для его же пользы.

- Наказание требует  педагогического такта, хорошего  знания возрастной психологии, а  так же понимание того, что  одними наказаниями делу не  помочь. Поэтому наказание применяется  только в комплексе с другими  методами воспитания.

Ситуации поощрения  и наказания представляют собой  особые, типичные случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в  них определенных точно дозированных изменений, иными словами - их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически  целесообразное использование таких  ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива.

Ситуацию поощрения  условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем или иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, - вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации.

На первых порах  работы с коллективом педагог, естественно, поощряет отдельные действия своих  воспитанников: это может быть и  образцово убранный класс, и организованно  проведенный поход, воскресник и  т. п. Однако по мере формирования здорового  общественного мнения коллектива предметом  поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

От поощрений  за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих  обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе - такова основная линия развития в вопросе - за что  поощрять.

Ситуация наказания - это конфликтная ситуация. Неправильно  сводить причины всех возникающих  в воспитательном процессе конфликтов к ошибкам воспитателей - педагогов, родителей. Практика убедительно свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами, нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, сформировавшемся коллективе, обладающим сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напротив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношениях с детьми, склонны считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказаний.

Заключение

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания  в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний  требует и от педагогов, и от родителей  немалых усилий. «Наказание - очень  трудная вещь; оно требует от воспитателя  огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в  отношении поощрения. Именно поэтому  А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям  использовать поощрения нечасто, а  к наказаниям вообще не прибегать  без особой на то необходимости.

Информация о работе Поощрение и наказание в педагогическом процессе