Понятие мышления виды мышления. Предмет и основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Мышление – обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом является выражение в мысли в словах (суждения и понятия).

Содержание

Психология
31.Понятие мышления виды мышления:
Мышление:
- Понятие мышления у Платона
- Понятие мышления у Р. Декарта
- Понятие мышления у Спинозы.
Виды мышления
Педагогика
1.Предмет и основные категории педагогики:
Что такое педагогика?
Предмет педагогики.
Основные категории педагогики.

Работа содержит 1 файл

Педагогика и психология.docx

— 45.67 Кб (Скачать)

Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце. 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 

Контрольная работа  

По  дисциплине: Педагогика и психология

Раздел  №1, тема №31:Понятие мышления виды мышления.

Раздел  №2,тема №1: Предмет и основные категории педагогики. 
 
 
 
 
 
 

Студентки 1 курса

Группы 1-ФКС 10

Твороговой Анна Дмитриевны 
 
 
 

г. Череповец, 2010

План  работы:

Психология

31.Понятие мышления виды мышления:

Мышление:

- Понятие мышления у Платона

- Понятие мышления у Р. Декарта

- Понятие мышления у Спинозы.

Виды мышления 

Педагогика

1.Предмет и основные категории педагогики:

Что такое педагогика?

Предмет педагогики.

Основные категории  педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31.Понятие мышления виды мышления.

Мышление – обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом является выражение в мысли в словах (суждения и понятия).

С точки зрения психологии.

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

С точки зрения философии.

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Понятие мышления у Р. Декарта

Мышление для  Декарта представало как нечто  бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом  души, и именно это обусловливает  постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она  всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

Понятие мышления в истинном значении(т.е. соответствует реальности и удовлетворяет разум) Мышление-процесс соединения чувственных восприятий,переданными органами чувств,с предшествующей информацией,посредством которых разъясняется реальная действительность

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего  тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения  этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего. 

Виды  мышления:

  • Логическое мышление
  • Панорамное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Нестандартное мышление
  • Латеральное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Практическое мышление
  • Oбходное мышление
  • Саногенное мышление
  • Патогенное мышление
  • Стратегическое мышление
  • Музыкальное мышление

Логическое  мышление - вид мышления, сущность которого в оперировании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использованием законов логики.

Панорамное  мышление - способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания.

Комбинаторное мышление - способность мыслить совокупностями образов, подчинённых тем или иным условиям, которые можно составить из заданного конечного множества объектов. В среде людей комбинаторность мышления нередко переходит в форму манипуляции людьми.

Нестандартное мышление - это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Латеральное мышление - непосредственно связано с выработкой нового восприятия и новых идей. Этот тип мышления включает в себя смену восприятия и гибкость подхода. Оно частично пересекается с творчеством, так как оба понятия связаны с созданием чего-то нового, но латеральное мышление - это более точное определение процесса изменения восприятия: изменения того, как мы смотрим на вещи.

Дивергентное  мышление - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Практическое  мышление - вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Обходное мышление - сущность обходного мышления заключается в том, что оно позволило переключить внимание с устройств для испытания предмета на сам предмет.

Саногенное мышление - основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде, предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода наблюдения не возможны без знания основ психологии, чувств, психологии личности. 

Патогенное  мышление - полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, характеризуется полным отсутствием рефлексии, т. е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, а также характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутствие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция постепенно приводит к формированию патологии.

Стратегическое  мышление - это способность думать системно, т.е. принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для нашей компании.

Музыкальное мышление - это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Предмет и основные категории педагогики.

Педагогика:

· как наука  исследует сущность формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания, как специально организованного педагогического процесса.

· наука о  воспитательных отношениях, возникающих  в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением  и направленных на развитие человека.

· наука о  сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению  термин педагогика в дословном переводе - детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Предмет педагогики – это сами воспитательные отношения, обеспечивающие развития человека.

Основные  категории педагогики.

К категориям относят  наиболее емкие и общие понятия  отражающие сущность науки ее установившиеся и типичные свойства. В любой науке  категории играют ведущую роль, они  пронизывают  все научное знание и связывают его в целостную  систему.

Категории:

1.Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий - материальных, духовных, организационных для усвоения новыми поколениями общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. В широком социальном смысле воспитание – это воздействие на личность общества в целом, в узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений в целом. В еще более узком понимании – это решение какой–либо конкретной воспитательной задачи (например: воспитание определяет черты характера, познавательная активность). Таким образом воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, формирования мировоззрения, формирования поведения.

Можно выделить следующие виды воспитания:

1.По содержанию  воспитания:

- умственное 

- нравственное

- физическое

- трудовое

- статистическое

Информация о работе Понятие мышления виды мышления. Предмет и основные категории педагогики