Понятие благотворительности и добровольчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие благотворительности и добровольчества………………………...6
§ 2. Состояние благотворительности и добровольчества
на современном этапе развития………………………………………………...14
§ 3. Цели и мотивы деятельности общественных благотворительных организаций и фондов…………………………………………………………...25
§4. Деятельность молодежного волонтерского объединения «ДИМСИ»…...33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Проблемы развития благотворительности  и добровольчества.

Благотворительная деятельность сегодня сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. Во-первых, несовершенство сегодняшнего законодательства как на федеральном, так и на местном уровне приводит к тому, что многие коммерческие структуры находятся под жестким, мешающим полноценному развитию налоговым прессингом, что отнюдь не способствует развитию благотворительной деятельности в широких масштабах. Налоговые льготы, которые могла бы приносить филантропия, практически отсутствуют или остаются крайне условными.

Во-вторых, слабое освещение  благотворительной деятельности средствами массовой информации, создает информационный вакуум в этой сфере. Помимо того, формируя общественное мнение, СМИ не уделяет  внимание формированию положительного имиджа Благотворителя. Отсюда возникает ощущение, что и общественность и государство не заинтересованы в распространении благотворительности в нашей стране.

В добровольчестве  первой является проблема мотивации. Что может побудить людей участвовать в добровольческой деятельности? Согласно информации, полученной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики (сбор данных ВЦИОМ, 2009 г.),треть респондентов выбрали в качестве основной мотивации «стремление помочь нуждающимся людям». Чуть меньше — 26 % -отметили необходимость наличия «гарантии того, что эта деятельность принесет результаты».То есть основной мотивацией все же является альтруизм. В тоже время, согласно инициативному всероссийскому опросу ВЦИОМ (2009 г.), реально участвовало в волонтерской работе в течение последних 4-5 лет лишь 2 %респондентов.

Таким образом, альтруизм  теоретически может мотивировать людей,но современные реалии свидетельствуют о необходимости какой-либо дополнительной мотивации. На Западе в качестве таковой используют, к примеру, трудовые книжки волонтеров. Стаж работы на благо общества может засчитываться в основной трудовой стаж. О введении личных трудовых книжек для добровольцев говорят и в нашем государстве, но не ясно, какие выгоды смогут получить от этого их обладатели. В частности, для получения такой книжки необходимо пройти процедуру регистрации на сайте www.jaba.ru, который курируется Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Сайт призван создать общероссийскую базу добровольцев. такая мера позволит оптимизировать добровольческий ресурс,

но существенно не повлияет на мотивацию потенциальных  волонтеров.

Следующим спорным вопросом в развитии молодежного добровольчества является степень его поддержки государством. Стремление нашего государства к патернализму может привести к огосударствлению добровольческой деятельности, что противоречит принципам социального партнерства на уровнях государство — бизнес — гражданское общество, так

как добровольчество  — это ресурс развития «третьего» сектора. Государство, как нам представляется, должно обратить внимание на создание более широкой законодательной базы для функционирования института добровольчества, решить вопрос о налогообложении таких доходов волонтеров, как оплата проезда и подобных, рекомендовать СМИ чаще транслировать информацию о добровольчестве, его ценностях и нравственных установках, избегая при этом ироничных комментариев. Предложенные меры позволят повысить имидж добровольческой деятельности, выявить положительный опыт применяемых в различных регионах социальных технологий.

§ 3. Цели и мотивы деятельности общественных благотворительных  организаций и фондов.

 

На сегодняшний день существует множество благотворительных  организаций, которые можно разделить  на группы.

Первая и самая массовая группа благотворителей - коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность  выражается в материальной поддержке  как нуждающихся граждан, так  и некоммерческих организаций, с  ними работающих. Обычно эта поддержка  осуществляется из прибыли коммерческой компании.

Вторая активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО  создано и функционирует для  решения социальных проблем. НКО  оказывают материальную помощь и  бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО.

Такая же тенденция наблюдается  и в России. Бюджет НКО может  формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.

Третья группа благотворителей - физические лица, граждане России или  иностранцы. Они участвуют в благотворительной  деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.

Благотворительная помощь традиционно оказывается частным  лицам и организациям, необходимую помощь которым в силу разных причин государство оказать не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.

Главными и наиболее популярными областями благотворительности  в современной России являются:

Культура и искусство  – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

Наука – помощь фундаментальной  и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных  исследованиях, поддержка перспективных  теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

Социальная сфера –  помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и  объединяющих их организациям.

Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).

Охрана природы –  финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам  в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.

Для компании, решившей более  эффективно организовать управление своими благотворительными программами, существует несколько возможностей. Их можно условно разделить на две группы – создание или использование сторонних юридических лиц для реализации программ компании и выполнение всей работы самой компанией.

Большинство крупных  компаний создает специальные подразделения, ответственные за корпоративные благотворительные программы. Они могут называться отделами по корпоративным связям, по связям с общественностью или по социальным вопросам. Эти отделы часто подчиняются напрямую одному из членов совета директоров компании (например, в ЮКОСе Управление региональной социальной политики подчинялось первому вице-президенту).

Другие компании не создают  дополнительных подразделений, а используют существующие отделы – финансов, связей с общественностью или и вовсе  координируются офисом президента компании.

Если компания выбирает путь создания внешней структуры, то вопрос выбора формы – собственный  фонд, юридическое лицо другого вида или существующий благотворительный  посредник – определяется задачами той деятельности, которую хочет вести компания, и ее ресурсами. Так, если компания ограничена в средствах, хочет выполнить одну или незначительное число программ или программы в очень специальной социальной области, вероятно, более логично прибегнуть к помощи существующих благотворительных посредников (так сегодня в России поступили "РосБанк", Альфа-банк, БАТ и еще ряд компаний, передавших управление своими грантовыми программами в CAF). Однако, если компания планирует долгосрочные системные программы как в области благотворительности, так и в других социальных сферах, логичным выглядит создание собственной специализированной организации.

Корпоративные фонды  – организации, создающиеся компаниями для ведения систематической  благотворительной деятельности. Фонды  создаются на средства одной компании (значительно реже – нескольких дружественных) и фактически являются управляющими структурами для социальных благотворительных программ компании, а политика фонда жестко связана с политикой, брэндом и приоритетами компании.

Корпоративные фонды во всем мире создаются компанией для:

- реализации долгосрочных  комплексных планов компании;

- использования имеющихся  по закону налоговых льгот;

-обеспечения возможности  привлечения дополнительного финансирования  и партнеров.

Иногда для реализации отдельных проектов создаются специальные  организации не в форме фонда, а, например, агентства развития региона, отвечающие строго сформулированным целям (как поступила компания ВР в Англии, а потом и в других странах, создавая именно агентства развития территорий; СУАЛ в настоящий момент создает фонды местных сообществ в регионах присутствия как с целью финансирования программ, так и вовлечения местного бизнеса в работу в социальной сфере).[10,102].

В настоящий момент в  России над созданием собственных  корпоративных фондов работают "РосБанк", "СеверСталь", "УралСиб", "Евросеть" и многие другие компании. Часть из них в последние 2-3 года вела систематическую благотворительную деятельность через собственные подразделения или благотворительных посредников, но, тем не менее, решила создать собственные корпоративные фонды. Причины и плюсы данной модели для России можно сформулировать следующим образом:

Хотя благотворительность  в России в последние 5-8 лет и  развивается активно, тем не менее, этот сектор не является настолько  профессиональным и развитым как  с точки зрения менеджмента, так и с точки зрения достигаемых результатов. Число же профессиональных посредников или консультантов, исполняющих таковые функции (как это принято на Западе), до сих пор очень мало. Поэтому компании, которые изначально ориентированы на эффективное использование ресурсов и профессиональное управление проектами, стремятся создать собственную профессиональную организацию и в социальной сфере. Это также позволяет освободить сотрудников компании, занимавшихся благотворительностью вместе с другими обязанностями, дает им возможность сфокусироваться на своей основной работе.

Финансирование фондов в условиях нашей страны пока возможно лишь на ежегодной основе, так как  создание благотворительных капиталов  не предусмотрено законодательством. Но даже в этих условиях работа через собственный фонд позволяет компании более гибко планировать собственную деятельность и даже аккумулировать средства на будущее (как это делается в операционных фондах на Западе).

Деятельность собственного корпоративного фонда позволит в случае необходимости привлечь для реализации каких-либо масштабных программ других доноров. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества или может оказать другое существенное влияние на эффективность реализации их планов.

В России партнерство  в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть  взаимодействие частных и корпоративных  доноров, а не корпораций ("Династия" и "СеверСталь" - проект для учителей; СУАЛ и CAF – создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти – проект для молодежи города).

Однако модель корпоративного фонда имеет и отрицательные  стороны. Среди них:

Необходимость административных расходов на содержание отдельной структуры. Как бы расходы ни были малы, тем не менее, минимальный персонал в фонде должен существовать для выполнения его функций.

Хотя нанимать персонал в отдельную организацию гораздо  проще, тем не менее, требуются усилия для поиска и развития персонала фонда.

Так как удобство использование фонда для совершенно разных по типу и задачам программ является одной из главных причин его создания, "опрозрачивать" в России принято лишь "правильные" благотворительные программы, направленные не на сотрудников самой компании, а вовне. А частичная прозрачность может лишь повредить как имиджу фонда, так и самой компании.

Информация о работе Понятие благотворительности и добровольчества