Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:57, контрольная работа
Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие благотворительности и добровольчества………………………...6
§ 2. Состояние благотворительности и добровольчества
на современном этапе развития………………………………………………...14
§ 3. Цели и мотивы деятельности общественных благотворительных организаций и фондов…………………………………………………………...25
§4. Деятельность молодежного волонтерского объединения «ДИМСИ»…...33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………………………………...42
Существует несколько различных видов волонтерства:
Исследовательский интерес
к пониманию мотивов
К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:
- Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);
- Религиозные мотивы;
- Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");
- Симпатия или жалость;
- Чувство вины перед
обществом за свою деятельность
- Мода (следование чужому примеру);
- Национальные/профессиональные причины;
- Личное удовлетворение
от благотворительного
- Настойчивость просителя.
К корпоративным мотивам
благотворительности бизнеса
- Улучшение имиджа компании;
- Продвижение продукта – товара или услуги;
- Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;
- Улучшение отношений с местной властью;
- Демонстрация социальной
ответственности компании (особенно
важно при выходе на
- Соображения престижа;
- Снятие социальной
напряженности в местных
- Воспитание лояльности
к компании (часто встречается
при работе с детьми и
- Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);
- Лоббирование интересов компании.
В соответствии с целями и задачами волонтерства, волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Являясь волонтером, он должен понимать, что будет участвовать в волонтерском движении:
Мотивация - это то, что толкает людей совершить какое - либо действие в соответствии с возникшей у них потребностью.
Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.
Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:
• хочу помогать нуждающимся людям 61%;
• надеюсь научиться чему-то новому 46%;
• хочу иметь какое- то занятие 41%;
• для собственного удовольствия 31%;
• хочу познакомиться с новыми людьми 29%;
• хочу ответить людям за добро добром 11%;
• хочу бороться с определенной проблемой 7%;
• у меня есть свободное время 4%;
Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.
§ 2. Состояние благотворительности и добровольчества
на современном этапе развития.
Современный этап развития благотворительности в России происходит в специфичных условиях, которые оказывает сдерживающее влияние на её развитие. Во-первых, сказывается негативное наследие социалистического прошедшего, при котором благотворительность, в лучшем случае, рассматривалась как очень маленькие средства подаваемые эксплуатируемым либо беднякам. После социализма в России больше не оказалось всеми разделяемой концепции публичного блага как блага для отдельного человека. И поэтому благотворительность, её предпосылки отличны от ранее имеющихся. Сейчас, в эру рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентноспособной борьбе предприниматели управляются не лишь моралью, но и в некой степени идеей выгоды. Во-первых, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, сделать благоприятный стиль, не плохое имя, что в особенности принципиально для компаний, работающих с массовым потребителем. Дело в том, что благотворительная акция понимается как тождественное добродеянию действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому бизнесмен, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, а означает и увеличивает спрос на производимую продукцию, что способствует росту прибыли. Во-вторых, благотворительная деятельность, сотрудничество с публичными организациями может быть дополнительной положительной чертой при взаимоотношениях с государственными, финансовыми структурами. К примеру, чтоб получить какой-нибудь льготный кредит, либо получить выгодный государственный заказ. В-третьих, благотворительность может способствовать укреплению репутации в глазах партнеров. Партнеры, видя, что компания оказывает помощь, будут знать, что она довольно твердо стоит на ногах. Если люди оказывают благотворительную помощь, означает, у них есть средства, то есть они развиваются, рентабельно есть, означает с ними стоит иметь дело. В-четвертых, благотворительная деятельность может способствовать созданию притока обученных клиентов (юридических лиц) через знакомство на почве общей благотворительной деятельности. Также, хочется отметить, что сейчас есть некоммерческие публичные организации, специализирующиеся конкретно благотворительностью (они являются как бы посредниками меж обладателем средств - бизнесменом - и нуждающейся стороной). Традиции русских меценатов продолжают в настоящее время фонды, ассоциации и общества, ставящие собственной целью поддержку отечественной культуры в самых различных ее сферах. Правда, нельзя, на мой взор, не признать, что их количество пока ещё ничтожно не достаточно для того, чтоб ситуация в культуре получила тенденцию к изменению в лучшую сторону. Нельзя не понять, что шумные действа под вывеской благотворительных акций, претендующие на государственный масштаб, так и остаются действами в границах узенькой местности и для избранного круга людей. Возрождаемая сейчас благородная традиция, непременно, просит новейших форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Дело в том, что на сегодняшний день существует много препятствий, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью. Причина этому - нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» средствами. Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая в хоть какой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений. Поэтому постоянно необходимо иметь резерв, чтоб покрыть убытки. Это значит, что бизнесмену для благотворительности может просто не доставать оборотных средств. Еще одной неувязкой является несовершенство законодательства. Если бы в законодательном порядке было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в издержки компании, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований было бы еще больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., Закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за больших налогов она фактически не работает. Так, заместо того, чтоб создать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия. Дело в том, что имущественные пожертвования облагаются налогом, и если, к примеру, коммерческая структура желает передать школе списанные компьютеры, то придется заплатить государству за свой порыв к милосердию. Также отрицательное влияние оказывает таковой фактор, как недоверие к публичным организациям. Так как все отчетливо помнят смутное время перестройки, когда создавалось большущее количество мошеннических компаний. Сейчас благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи желают быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, желают созидать, кому они помогают. Немаловажную роль в решении сделать пожертвования играются рекомендации родственников, знакомых, а также информация из объединений фактически предпринимателей (к примеру, Ротари-клуб). Маленькое число компаний имеет относительно устоявшиеся контакты с заведениями (основным образом, связанные с гос опекой), которым оказывают регулярную помощь. Совсем часто жертвователи предпочитают сами получать на свои средства то, что считают нужным для нуждающихся. Так они обретают уверенность в том, что выделенные на благотворительность средства никуда не пойдут на сторону. Некие компании оказывают не финансовую помощь, а бесплатно предоставляют свои сервисы, имеющиеся в их распоряжении материальные ценности, продукты, к примеру: ставят школам рекламу бесплатно, передают в школу мебель, предоставляют церквям и монастырям саженцы, обеспечивают бесплатную охрану городских мероприятий (День города, 1, 9 мая). Так, настоящая ситуация не достаточно способствует развитию благотворительной деятельности. И, наверняка, из-за этого спонсорство и меценатство сейчас в большой степени определяются оптимальными (либо правильно формулируемыми) мотивами. Это - рвение вкладывать средства конкретно, минуя государственные университеты, в те либо другие непроизводственные сферы. Цели таковых вложений могут быть различными - от реализации личных интересов либо даже чудачеств, до сотворения дополнительной рекламы, понижения налогов, развития определенных областей науки либо подготовки профессионалов определенного профиля и свойства. Даже если это и носит характер выполнения морального долга перед обществом, то в довольно маленький степени. Свое моральное обязательство удачливый предприниматель как бы выполняет тем, что создает дополнительные рабочие места и платит налоги, перераспределяющие, таковым образом, доходы в пользу общества в целом. Спонсорская деятельность предполагает определенную программу и обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.Д. В неком роде это финансирование или с отдаленной выгодой, или с заранее рискованным результатом. Но все же - это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие. Но, тем не менее, несмотря на наличие негативных факторов, у российских предпринимателей желание помочь есть и остается, поскольку это движение души российского человека. Сразу, благотворительность играется огромную положительную роль в публичных взаимоотношениях. Парадокс благотворительности касается таковых главных смысложизненных публичных ценностей, как "общественная справедливость", "добро" и "зло". Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе либо, как время от времени молвят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия меж обеспеченными и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары. Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью благотворительности в духе особо пикантного по форме и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет её особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, общественного конформизма и толерантности. Так, благотворительность вносит весомый вклад в решение трудности социальной справедливости. Дело тут заключается не лишь в том, что многомиллионные благотворительные акции значительно сглаживают уровни доходов, по крайней мере, в тенденции благотворителей, обычных рабочих и служащих, но и, до этого всего в том, что они способствуют установлению в обществе принципов социальной справедливости. Подводя результат, можно сделать вывод, что сегодняшний опыт благотворительных пожертвований со стороны предпринимателей является в большей степени адресный. Они желают созидать наглядные результаты собственного роли, и поэтому предпочитают оказывать поддержку конкретно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Почаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям собственных услуг, материальных ценностей, продуктов на безвозмездной базе, быстрее всего из-за того, что процесс официального дизайна благотворительной помощи довольно сложный, и трудно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В данной связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно либо с большой скидкой предоставлять публичным организациям свои сервисы и материальные ценности. Ограниченное роль в благотворительных акциях разъясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, своими ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к имеющимся благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь настоящих результатов. Тем не менее, совсем принципиально, что представители коммерческих структур, непременно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на главные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с публичными организациями, оказываемая им помощь, кроме совсем принципиального морального ублажения, способно сделать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный стиль, укрепить бизнес репутацию. От публичных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками меж делом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, остальных форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса. Сама деятельность публичных организаций обязана смотреться для жертвователей прозрачной. То есть, несмотря на все недочеты русской реальности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности российских предпринимателей является то, что они управляются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не публичные организации, а государственные структуры. Естественно, современным бизнесменам еще далеко до именитых меценатов прошедшего, и управляются они порой совершенно другими целями, но и то, что они делают, имеет большущее значение для общества, и я считаю, что правительство обязано всячески провоцировать подобного рода деятельность. Что касается перспектив развития благотворительности в России, то мне кажется, они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся общественного статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития русской благотворительности. Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока совсем медлительно, в перспективе, мне кажется, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития, данного общественного явления. [6,8]
Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. По оценкам экспертов в России сегодня добровольцами являются около 4 млн. человек. К сожалению, добровольческое движение в России не поддерживается государством, которое пока не оценивает его как значимый политический и социально-экономический ресурс. Российские добровольцы, в отличие от добровольцев других стран, работают только в некоммерческих организациях – благотворительных, экологических, правозащитных и других. Они помогают организациям решать вопросы обеспечения их деятельности (привлечение финансовых ресурсов, пропаганды ее деятельности в СМИ, организация мероприятий и т.д.) и выполнять их программы (оказание социальной и другой помощи населению, охрана природы, защита прав инвалидов, беженцев и т.д.). При этом число добровольцев, вовлеченных в деятельность организации, определяется не только ее финансовыми возможностями по оплате труда персонала, но и видом деятельности, а также идеологией, то есть желательностью для нее привлечения в качестве добровольцев широких слоев населения. Некоторые характеристики российского добровольческого движения позволило получить исследование, проведенное Институтом проблем гражданского общества в 2002г.
Всего было обследовано
1500 общественных организаций из 52 российских
регионов. Направления их деятельности
охватывают практически все основные области жизнедеятельности
(социальная сфера, образование, культура,
экология, безопасность, здравоохранение
и др.). Более половины (52%) организаций
не имеют оплачиваемых сотрудников, полностью
строя свою деятельность на добровольцах.
При этом из организаций, работающих в
области социальной защиты, не имеют штатных
специалистов 64%. В организациях, действующих
в других областях (правовой, просветительско-
Общее количество добровольцев в обследованных организациях составляет 109286 человек. Четверть из них трудятся в организациях чаще, чем 2 раза в неделю (постоянные добровольцы). Для этой категории характерны такие виды деятельности как работа с документацией и организация мероприятий. Большинство же (81150 человек) являются добровольцами время от времени (временные добровольцы), привлекаются организацией по мере необходимости. В 48% организаций постоянный доброволец ежедневно тратит 2-2,5 часа своего времени, а на условиях полной занятости (8 часов в день) работает около 6% добровольцев.
И временные, и постоянные добровольцы используются организациями при проведении различных мероприятий как организационный ресурс (в 85% НКО), на сборе и распространении информации (в 75% НКО), а 38% организаций доверяют добровольцам сбор средств.
Среди организаций, имеющих более 30 постоянных добровольцев, больше всего тех, кто занимается оказанием социальной и медико-социальной помощи, предоставляют услуги в области образования и просвещения, занимаются охраной окружающей среды и пропагандой здорового образа жизни.
Среди постоянных добровольцев в обследованных организациях 14% составляют подростки и молодежь в возрасте до 18 лет (школьники – 9,4%), студенты – 17,4%, работающее население – 22%, а самыми активными добровольцами являются пенсионеры – 24,6%. Меньше всего склонны к добровольчеству безработные (3%) и российские домохозяйки (4,6%). Уровень же добровольческой активности предпринимателей (2,8%), учитывая их повышенную занятость, представляется достаточно высоким.
Мотивации участия в добровольческой деятельности очень разнообразны. Наиболее часто называются желание помочь нуждающимся, стремление усовершенствовать окружающий мир, самореализоваться, интересно провести свободное время, получить новые знания и профессиональные навыки, расширить круг общения.
В каждой возрастной и социальной группе можно выделить преимущественные мотивации. Так, например, пенсионеры в добровольческой деятельности видят возможность «подтверждения их нужности и полезности для общества», шанс «вернуться к системе взаимоотношений людей советского времени, основанной на взаимопомощи, к коллективному образу жизни». Исследование, проведенное Институтом годом раньше среди московских пенсионеров, показало, что 8,4% опрошенных, сами остро нуждаясь в социальной, материальной и другой помощи, готовы работать безвозмездно в общественных организациях, которые оказывают помощь другим нуждающимся.
Оценить в денежном выражении деятельность добровольцев крайне затруднительно из-за разнообразия выполняемых ими работ, отсутствия системы учета их труда и общепринятой методики его оценки. Однако даже по отдельным данным можно судить об экономической эффекте добровольчества. Так, например, только за один год в программе Института проблем гражданского общества «Небольшая библиотека» московские добровольцы отработали 14200 часов рабочего времени. Анкетирование 150 благотворительных организаций Москвы показало, что 250 наиболее активных их добровольцев отработали за год на разных работах около 13 тысяч часов рабочего времени. В денежном выражении труд этих добровольцев оценивается в сумму около 70 тыс. долларов [15,4].
Информация о работе Понятие благотворительности и добровольчества