Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:05, контрольная работа
Цель – исследование методик полового воспитания детей в разных возрастных группа в детских дошкольных учреждениях.
Задачи:
- выявить основные подходы к анализу понятия «воспитание», «половое воспитание»;
- выявить особенности самосознания детей разных возрастных групп дошкольного возраста;
Мальчики
очень любят дружеские
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Работа
с детьми должна быть направлена на
решение таких воспитательно-
• воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания . Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
• поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
• воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
• развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
• создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
• развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением;
• обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института:
• закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
• углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
• формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
• организованные занятия (групповые, индивидуальные);
• этические беседы:
• игры:
• момент общения с детьми;
• прогулка, экскурсия.
• самостоятельная работа детей;
• решение моральных ситуаций и т.д.
Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов, чинить игрушки, выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».
Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости» (Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов[6].
Таким образом, половое воспитание в детских дошкольных учреждениях это правильно выстроенная педагогом система взаимодействия детей друг с другом. Существует множество методик по работе с детьми в рамках полового воспитания: всевозможные игры, упражнения, графические методики, беседы. И только правильно использование комплекса определенных методик может служить основой гармоничного воспитания детей в системе дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, воспитание можно понимать в широком смысле как сложный процесс, посредством которого каждое следующее поколе может эффективно интегрироваться в жизнь общества. В узком же смысле, воспитание есть не что иное, как целенаправленные процесс, за осуществление которого отвечают специально подготовленные люди, реализуемый в различных образовательных учреждениях с целью привития определенных норм, правил, образцов поведения и взаимодействия.
Также можно сделать вывод, что период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Представляется возможным говорить и том, что период дошкольного возраста можно условно разделить на несколько возрастных этапов: от рождения до трех лет, с трех до четырех лет, с пяти до шести лет, каждый из которых обладает определенными характеристиками. В связи с чем, так же представляется возможным говорить о дифференцированном подходе к половому воспитанию детей, учитывая возрастные особенности полового самосознания детей на разных возрастных этапах.
Можно сделать вывод, что существует большое количество методик работы с детьми в системе дошкольных учреждений, куда включается методика полового воспитания детей.
К методам полового воспитания можно отнести: игровые занятия, беседы, графические методики. Только комплексное использование различных методов, а также направленная работа не только учреждений дошкольного образования, но и института семьи, способна сформировать адекватную полоролевую модель у ребенка в дошкольном возрасте.
1. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. [Текст] / Микляева Н.В. - Издательство: «Айрис-пресс», 2009. - 208 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. [Текст] М., 1999. - 166 с.
3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.Ц. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. [Текст] / Седова Л.Н., Толстолуцких Н.Ц. Изд.: Высшее образование, 2006 г. – 208 с.
4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. [Текст] / Шелухина И.П. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
5. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. [Текст] / Щетинина А.М. - Издательство: «ТЦ Сфера», 2010. - 128 с.
6.
Суслова Е.К.Половое