Половое воспитание детей в разных возрастных группах ДОУ. Методики практической реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Цель – исследование методик полового воспитания детей в разных возрастных группа в детских дошкольных учреждениях.
Задачи:
- выявить основные подходы к анализу понятия «воспитание», «половое воспитание»;
- выявить особенности самосознания детей разных возрастных групп дошкольного возраста;

Работа содержит 1 файл

Контрольная по дошкольной педагогике 4 курс.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИО клиента: Кушнерева Наталья  Викторовна
Тема  работы (вариант): Половое воспитание детей в разных возрастных группах  ДОУ. Методики практической реализации.

 
 
 

 

Содержание 
 
 
 

 

      Введение

 

     Актуальность  данного исследования обусловлена  тем, что становление личности как представителя определенного пола происходит уже в дошкольном возрасте, который многие исследователи отмечают как наиболее сензитивный для закрепления правильной социокультурной ориентации, в том числе и усвоения  полоролевой модели.

     В настоящее время в нашей стране все острее встает вопрос о всестороннем изучении и практическом решении круга вопросов, связанных с половым воспитанием в системе педагогического образования, в том числе и в системе детских дошкольных учреждений.

     Цель  – исследование методик   полового воспитания детей в разных возрастных группа в детских дошкольных учреждениях.

     Задачи:

     - выявить основные подходы к анализу понятия «воспитание», «половое воспитание»;

          - выявить особенности самосознания детей разных возрастных групп дошкольного возраста;

 - рассмотреть методики реализации полового воспитания в системе детских дошкольных учреждений.

     Объект  исследования – воспитание  в  системе детского дошкольного образования. Предмет исследования -  половое воспитание детей в детских дошкольных образованиях.

     В ходе работы были использованы такие  методы как анализ литературы, синтез, дедукция.

     Теоретической базой исследования выступила литература, касающаяся рассматриваемой темы, в том числе труды различных авторов по педагогике, психологии, детской психологии, таких как Седова Л.Н., Толстолуцких Н.Ц., В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др. 

     1 Анализ основных подходок к определению понятия «воспитание»

 

     Центральной категорией в педагогике, которую  определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» –  вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

     Если  рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений [3].

     Воспитание  как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

     – это вечное, необходимое и общее  явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

     – воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

     – на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности  данного общества;

     – воспитание подрастающих поколений  осуществляется за счет освоения ими  социального опыта в процессе общения и деятельности;

     – по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения  с детьми и ставят перед собой  определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

     Воспитание  как педагогическое явление –  это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными  людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

     Воспитанию  как педагогическому явлению  присущи определенные признаки.

     1. Воспитание характеризуется целенаправленностью  воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника.

     2. Воспитание имеет гуманистическую  направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

     3. Важнейшим признаком воспитания  является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

     4. Воспитание как педагогическое  явление – это процесс, предполагающий  конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения [3].

     Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни [2].

     Таким образом, воспитание можно понимать в широком смысле как сложный процесс, посредством которого каждое следующее поколе может эффективно интегрироваться в жизнь общества. В узком же смысле, воспитание есть не что иное, как целенаправленные процесс, за осуществление которого отвечают специально подготовленные люди, реализуемый в различных образовательных учреждениях  с целью привития определенных норм, правил, образцов поведения и взаимодействия.

 

      2 Особенности самосознания детей дошкольного возраста

     В дошкольном возрасте идет интенсивный  процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя  определенного пола.

     От  рождения до 3-х лет. В этот период происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.

     Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

     Дети  от 4х до 6-ти лет. У детей происходит формирование отношений между мальчиком  и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную.

     Начинают  интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания [1,4,5].

     Дошкольный  период  - это основной период, в  котором происходит становление  самосознания ребенка, который условно  можно делить на несколько этапов: от рождения до 3х лет, с трех до четырех  и с пяти до 6 лет. На каждом этапе  ребенку присуще определенные особенности восприятия этого мира, специфические интересы и потребности. Поэтому учет данных особенностей необходим для эффективного построения педагогического процесса как педагогам детских дошкольных учреждений, также и родителей.

 

      3 Методика полового воспитания  детей

     Значение  полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками[6].

     В настоящее время в системе  дошкольного образования возникают  серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это  связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

     • в физическом развитии и социальном поведении;

     • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

     • в проявлении агрессии и многом другом.

     Наблюдения  показывают, что в настоящее время  обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому, первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

     Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском  саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек  и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

     Воспитателю необходимо помнить, что девочки  крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Информация о работе Половое воспитание детей в разных возрастных группах ДОУ. Методики практической реализации