Полоролевая социализация школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:22, доклад

Описание работы

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Работа содержит 1 файл

Полоролевая социал.детей ср.дошк.возраста 2.docx

— 23.44 Кб (Скачать)

Социальные  изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере  женского и мужского начала. Мужское  и женское начало имеет различную  психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья  и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании  полоролевой   социализации  ребёнка.

Важность  воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного  возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину" [73, с. 63].

Проблема  полоролевой   социализации  дошкольников является бесспорно актуальной.Основополагающей в разделе « полоролевая   социализация » мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.

С биологической  точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических  особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению" [37].

С медицинской  точки зрения пол - принадлежность организмов или специальных клеток к одной  из двух групп, отличающихся между собой  тем , что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы" [37].

"Психологический  пол - совокупность определенной  сексуальной идентичности, т.е. чувство  и осознание своей половой  принадлежности; связанные с нею  психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу), и социосексуальные        ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус" [37, с. 765].

Пол, с  педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.

Проявление  совокупности признаков того или  иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеритеризуется тем или иным их сочетанием [28, с. 18].

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины [3]. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью,ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентировавшая на других, экспрессивная.

Опорным для нас является понятие «пол», рассматриваемое как совокупность телесных, физиологических, поведенческих  и социальных признаков, на основании  которых индивида считают мальчиком  и девочкой (Д.Б. Колесов, Н.В. Сельверова, Л.Г. Татарникова). Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность.

Дошкольный  возраст - период интенсивной  полоролевой   социализации , формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности,  полоролевых  ценностных ориентации.

 Социализация  (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [69, с. 274].

Исходя  из определения Г.М. Андреевой, половая  социализация  – это процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение связанное с полом социального опыта по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола, а с другой – активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности, включения в эти взаимоотношения. Этот процесс, замечает Г.М. Андреева, имеет двусторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и запечатлевает предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что активно применяет воспринимаемое и преобразует его в собственные ценностные установки и ориентации.

Полоролевая   социализация  - неотъемлемая часть общего процесса  социализации , которая, включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых  предпочтений и ценностных ориентации, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой   социализации  можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого  пола, усвоение образцов поведения, характерных  для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой  идентичности является результатом  сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л.В. Градусова, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Н.В. Лисенко).

К 5 годам, как утверждают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как  единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок  понимает, что пол – это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция  между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем  между ним и сверстниками другого  пола. Вот почему так необходимо именно в среднем дошкольном возрасте строить работу по  полоролевому  воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях , а на более возвышенном – ценностном отношении к мужчине и женщине.

Половая дифференциация – это определение  себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и  физиологических признаков, на основании  которых различают мужской и  женский пол.

На начальных  этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:1) ребёнок узнает, что существует два пола;2) он включает себя в одну из двух категорий;3) на основе самоопределения руководит своим  поведением, выбирая и предпочитая  его формы.

Процесс  полоролевой   социализации  ребёнка, формирование его полоролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков. Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия пока нет. Однако представляется важным выявить его специфику детей 5лет в изменившейся социокультурной ситуации.

Усвоение  половой роли - это в первую очередь  познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания.

Анализ  исследований  (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципы воспитания дошкольников в процессе  полоролевой   социализации  (природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, социальности, взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности, непрерывности) и определить задачи  полоролевого  воспитания в ходе  полоролевой   социализации  дошкольников:  умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; усвоение моделей мужского/женского  полоролевого  поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;развитие умений соотносить свое  полоролевое  поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое  поведение сверстников и свое собственное;развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности; формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного  полоролевого  репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности [58, с. 15]. помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

Согласно  концепции воспитания дошкольников в процессе  полоролевой   социализации  критерии половой воспитанности мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности девочки и мальчика.

 Полоролевая   социализация  происходит в процессе стихийного взаимодействия ребёнка с окружающей его средой и под влиянием на него различных обстоятельств жизни, а также и в результате целенаправленной  социализации .

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребёнка, взаимоотношения между  людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей  в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой  систему знаний и специфических  умений воспитателя, позволяющих ему  решать поставленные задачи.

К этим знаниям  можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.

б) знание специфики возрастного развития детей и  полоролевой   социализации  мальчиков и девочек;

в)   знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г)   знание принципов  полоролевого  воспитания [45, с.45]:

  принцип  перспективной инициативы исходит  из того, что, разворачиваясь в  настоящем и исходя из опыта  прошлого, половое воспитание направлено  на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать  актуальные для него перспективы;

  принцип  активности определяет ответственность  воспитателей за иммунизацию  против негативных влияний и  побуждает не ждать возникновения  проблем, а пользоваться всеми  подходящими жизненными ситуациями  и при необходимости организовать  их, чтобы довести до сведения  детей необходимые знания;

  принцип  природосообразности, соблюдение которого означает сохранение и поддержку естественного хода полового развития мальчика и девочки, учитывая их социально-психологические и психофизические особенности;

    принцип комплексности диктует  планирование и оценку тех  или иных конкретных мер как  структурных элементов общей  системы воспитания, социализации  и просвещения;

  принцип  непрерывности или преемственности  характеризует половое воспитание  как процесс непрерывный и  последовательный, начинающийся с  раннего возраста и каждый  этап которого является базой  для последующих этапов;

  принцип  повторения определяет многократное  преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно  глубокое их усвоение;

  принцип  правдивости, заключающийся в  достоверности информации, которую  получают дети - говорить всегда  правду и только правду в  соответствии с возрастом и  возможностью понимания;

  принцип  контроля и поддержки побуждает  воспитателя к ненавязчивому  контролю и  направлению   поведения ребенка, осторожной  и деликатной помощи ему в  разрешении возникающих вопросов  и проблем;

  принцип  дифференцированного и поэтапного  характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей,  их возраста, степени психологической  и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

  принцип  индивидуального подхода, проявляющийся  в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована  для конкретного ребенка с  учетом принципа дифференцированного  и поэтапного характера полового  воспитания;

  принцип  сочетания нравственной атмосферы  и гигиенических условий (невозможно  воспитать в ребенке качества  мужественности или женственности,  если условия, в которых живет  ребенок и окружающая его обстановка  не соответствует им).

  принцип  единого подхода родителей, педагогов  и медицинских работников: общность  взглядов на необходимость полового  воспитания, его цели, средства, задачи, методы и содержание в зависимости  от возраста детей.

Развитие  ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного  воспитания, но и в результате стихийных  воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.

Доминирующим  фактором  социализации  в дошкольном возрасте является семья.

Семья - первый по времени и наиболее близкий  к ребёнку воспитатель. решающее значение в  полоролевом  развитии детей обычно связывается с матерью. Но, мы всё же склонны думать именно о семье, а не просто о каждом родителей как воспитателе. Во многих эмпирических  исследованиях описаны механизмы и детерминанты, обуславливающие принятие стереотипов полоролевого  поведения. Прежде всего, это касается внутрисемейного взаимодействия с родителями другими референтами взрослыми, служащими моделью образа мужчины и женщины. Ребёнок, идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определённого пола, включая самопознание программу выбранного типа поведения.«Настройка» на определённый пол осуществляется родителями сразу же после рождения ребёнка (А. Бандура, Д. Перри, К. Бусси). Ролевая дифференциация пола начинается, когда новорождённому дают имя, выбирают одежду определённого цвета, причёску, игрушки и разного вида развлечения, в которых он будет участвовать. Этим родители стараются четко указать пол ребёнка, как окружающим, так и самому малышу, который ещё не способен различать модели обоих полов (Л.В. Градусова, В.Д. Еремеева, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.).

Информация о работе Полоролевая социализация школьников