Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение специфики подвижных игр с бегом как средства развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста
Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Предметом исследования являются подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста
Введение
1 Теоретические основы развития быстроты и ловкости дошкольников через подвижные игры с бегом
1.1 Сущность понятий «подвижная игра с бегом», «быстрота», «ловкость»
1.2 Психолого-педагогические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2 Методические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр с бегом
2.1 Анализ ГОСО РК, программного материала по физическому воспитанию
2.2 Диагностика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Организация и проведение занятий с использованием подвижных игр с бегом для детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемых источников литературы
Н.А.Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других»
Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В. С. Фарфелъ говорит о ловкости как о быстроте выполнении двигательных действий, а Н.А.Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, предугадывать.
Находчивость, по мнению Н.А. Бернштейна, главное ядро двигательного опыта, зависящее от накопанного двигательного опыта. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:
- телесная ловкость;
- предметная, или ручная, ловкость,
Другой исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:
ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;
5)
ловкость, проявляемая в командных упражнениях,
требующих тактически согласованных действий,
и в играх с тактическим
противодействием и взаимодействием участников.
Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С. Фарфеля, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости, в частности, проявляющейся в подвижной игре.
На важную роль подвижной игры во всестороннем развитии детей указывали: К.Д. Ушинский, О.М. Горький, А.С.Макаренко. Подвижную игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значение подвижной игре придавал выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни.
Школой подготовки детей к жизни называет подвижную игру А.С.Макаренко: «Подвижная игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
К. Д. Ушинский - придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра с бегом - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра с бегом - это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств».
П. С. Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Он считал, что подвижные игры с бегом имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
По мнению В.М. Зациорского, быстрота у детей дошкольного возраста во многом определяется свойствами и деятельностью центральной нервной системы.
В. Г. Марц стремился к тому, чтобы подвижные игры с бегом как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры с бегом как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.
Подвижную игру с бегом В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру с бегом он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх - до спортивной игры.
По
мнению А. С. Макаренко, подвижные игры
с бегом - средство подготовки ребенка
к жизни, переходная ступень к трудовой
деятельности. В играх у детей воспитывается
активность, инициатива, чувство коллективизма.
Но не всякая игра имеет воспитательное
значение, а только та, которая носит активный
характер.
2 Методические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр с бегом
2.1
Анализ программного материала
по физическому воспитанию, ГОСО
РК.
В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей, которые соблюдают требования «Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан». В ГОСО РК 1.002-2009, в образовательной области «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста ставятся следующие задачи:
- целенаправленно развивать быстроту,
ловкость и общую выносливость.
Программа
«Балбобек» разработана в соответствии
с решением №11/1/1 от 26.10.1996 коллегии Министерства
образования Республики Казахстан.
Авторский коллектив программы: Н. Н. Нурахметов, М. С. Сатимбекова, Б. Б. Баймуратова, А. С. Амирова, Г. Х. Дукенбаева, Ф.Н. Жумабекова, С.Г. Батибаева, Т.К. Утебаева.
С целью обновления содержания воспитательной работы детских дошкольных учреждений Казахской академией образования им. И. Алтынсарина Министерства образования Республики Казахстан разработана республиканская программа - система воспитания и обучения «Балбобек».
Во многих ведущих дошкольных учреждениях Республики Казахстан работа по программе «Балбобек» ведется с 1996 года. При разработке программы в качестве руководства взяты основные положения Закона РК «Об образовании» (1992 г.)
Одной из новых отечественных программ является программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар».
Авторский коллектив программы: Т.Н. Доронова, Б.О. Арзанбаева, Т.А.Левченко. «Кайнар» - комплексная программа для дошкольных организаций образования. При подготовке программы «Кайнар» авторы руководствовались «Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан – Базовый минимум содержания образовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 лет». ГОСО РК 1.002 – 2004 г. В разработке программы «Кайнар» участвовали авторы программы «Радуга».
Программа
«Кайнар» станет первой программой дошкольного
воспитания и обучения, рассчитанной на
подготовку детей дошкольного возраста
для перехода к 12-летнему обучению в средней
школе. В программе «Кайнар» реализованы
общие задачи развития, обозначенные в
российской программе «Радуга», а также
национальный региональный компонент
воспитания и образования детей.