Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики подвижных игр с бегом как средства развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования являются подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

1 Теоретические основы развития быстроты и ловкости дошкольников через подвижные игры с бегом

1.1 Сущность понятий «подвижная игра с бегом», «быстрота», «ловкость»

1.2 Психолого-педагогические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

2 Методические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр с бегом

2.1 Анализ ГОСО РК, программного материала по физическому воспитанию

2.2 Диагностика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Организация и проведение занятий с использованием подвижных игр с бегом для детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список используемых источников литературы

Работа содержит 1 файл

Печать курсовая(4).doc

— 87.00 Кб (Скачать)

       Н.А.Бернштейн  считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других»

       Говоря  о ловкости, многие ученые уделяют  большое внимание быстроте. Например, В. С. Фарфелъ говорит о ловкости как о быстроте выполнении двигательных действий, а Н.А.Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, предугадывать.

       Находчивость, по мнению Н.А. Бернштейна, главное ядро двигательного опыта, зависящее от накопанного двигательного опыта. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:

       - телесная ловкость;

       - предметная, или ручная, ловкость,

       Другой  исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

       ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;

  1. ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
  2. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е, 
    «ручная», или «предметная», ловкость;
  3. ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;

       5)  ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим 
противодействием и взаимодействием участников.

       Определенный  системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С. Фарфеля, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости, в частности, проявляющейся в подвижной игре.

       На  важную роль подвижной игры во всестороннем развитии детей указывали: К.Д. Ушинский, О.М. Горький, А.С.Макаренко. Подвижную  игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значение подвижной игре придавал выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни.

       Школой  подготовки детей к жизни называет подвижную игру А.С.Макаренко: «Подвижная игра имеет важное значение в жизни  ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет  деятельность, работа, служба».

       К. Д. Ушинский - придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

       По  определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством  которого ребенок готовится к жизни».

       По  мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра с бегом - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

       А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра с бегом - это  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств».

       П. С. Лесгафт рассматривал подвижные  игры как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Он считал, что подвижные игры с бегом имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.

       По  мнению В.М. Зациорского, быстрота у детей дошкольного возраста во многом определяется свойствами и деятельностью центральной нервной системы.

       В. Г. Марц стремился к тому, чтобы  подвижные игры с бегом как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры с бегом как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.

       Подвижную игру с бегом В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру с бегом он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх - до спортивной игры.

       По  мнению А. С. Макаренко, подвижные игры с бегом - средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.  
 
 

2 Методические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр с бегом

       2.1 Анализ программного материала  по физическому воспитанию, ГОСО РК. 

       В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей, которые соблюдают требования «Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан». В ГОСО РК 1.002-2009, в образовательной области «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста ставятся следующие задачи: 

  • добиваться осознанного, активного выполнения детьми всех видов движения;
  • уметь контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей;
  • формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
  • воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками;
  • побуждать к проявлению творчества к двигательной деятельности;

       - целенаправленно развивать быстроту, ловкость и общую выносливость. 
         Программа «Балбобек» разработана в соответствии с решением №11/1/1 от 26.10.1996 коллегии Министерства образования Республики Казахстан.

Авторский коллектив программы: Н. Н. Нурахметов, М. С. Сатимбекова, Б. Б. Баймуратова, А. С. Амирова, Г. Х. Дукенбаева, Ф.Н. Жумабекова, С.Г. Батибаева, Т.К. Утебаева.

     С целью обновления содержания воспитательной работы детских дошкольных учреждений Казахской академией образования им. И. Алтынсарина Министерства образования Республики Казахстан разработана республиканская программа - система воспитания и обучения «Балбобек».

     Во многих ведущих дошкольных учреждениях Республики Казахстан работа по программе «Балбобек» ведется с 1996 года. При разработке программы в качестве руководства взяты основные положения Закона РК «Об образовании» (1992 г.)

     Одной из новых отечественных программ является программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар».

     Авторский коллектив программы: Т.Н. Доронова, Б.О. Арзанбаева, Т.А.Левченко. «Кайнар» - комплексная программа для дошкольных организаций образования. При подготовке программы «Кайнар» авторы руководствовались «Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан – Базовый минимум содержания образовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 лет». ГОСО РК 1.002 – 2004 г. В разработке программы «Кайнар» участвовали авторы программы «Радуга».

     Программа «Кайнар» станет первой программой дошкольного воспитания и обучения, рассчитанной на подготовку детей дошкольного возраста для перехода к 12-летнему обучению в средней школе. В программе «Кайнар» реализованы общие задачи развития, обозначенные в российской программе «Радуга», а также национальный региональный компонент воспитания и образования детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников литературы

  1. Абранян, Л.А. Игра дошкольника.– М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.
  3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: Академия, 2005. – 416 с.
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и  развития дошкольников./ Э.Я.Степаненкова. – М.: Просвещение, 2001. – 168 с.
  5. Степаненкова Э.Я.   Подвижные   игры   как   следствие  гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – С. 23–25.
  6. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
  7. Шебеко В.Н.   Физическое   воспитание   дошкольников   /   В.Н. Шебеко. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  8. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991.– № 8. – С. 23–27.
  9. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 243 с.
  10. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М.: Просвещение, 1990. – 276 с.
  11. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М.: Академия, 1981. – 145 с.
  12. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983. – 354 с.
  13. Детские народные подвижные игры / Сост. Кенеман, Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.
  14. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Академия, 1989. – 189 с.
  15. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. – 265 с.
  16. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. – 387 с.
  17. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: Академия, 2000. – 154 с.
  18. Организация и проведение физкультурных праздников в дошкольном учреждении. / Сост. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1987. – 173 с.

Информация о работе Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте