Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:03, практическая работа
Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Проект современной модернизации образования в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.
Разработка программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы.
Пояснительная записка
Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Проект современной модернизации образования в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.
Особо актуальными становятся ранее известные личностные и профессиональные качества каждого педагога – это коммуникативность, толерантность, политическая корректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.
Важнейшая сфера жизнедеятельности человека является общение. Общение - сложный и многомерный процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния, координация общей деятельности.
Умение молодого учителя общаться с учениками – один из факторов успешности, его будущей педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает молодым педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.
Одним из направлений Программы является организация методической и психолого-педагогической работы с молодыми педагогами по формированию коммуникативных умений у них и предусматривает овладение учителями-предметниками и классными руководителями знаниями необходимых нормативно – правовых документов, психолого-педагогическими и учебно-методическими знаниями; диагностико - проективными умениями.
В основе Программы лежат основные положения Концепции модернизации российского образования, подпрограмма закона «Об образовании», положение о школе молодого учителя.
Выполнение основных мероприятий программы будет способствовать научно-практическому решению вопросов комплексного развития ребенка, дальнейшему повышению профессиональной компетентности молодого учителя, развитию и совершенствованию процесса гуманизации и интеграции образования, реализации деятельностного подхода, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Цель программы – повышение уровня психолого-педагогической компетентности и профессионального совершенствования молодых учителей для обеспечения интеллектуального, физического, психического и духовного развития обучающихся.
Задачи программы:
Программа направлена на реализацию двух основных направлений:
1. Развитие профессиональной компетентности у молодых педагогов (теоретическая часть).
2. Развитие и становление навыков профессиональной компетентности молодых специалистов (практическая часть).
Реализация этих направлений Программы предполагает ее учебно – методическое обеспечение. Сопровождение осуществляет педагог-психолог школы и руководители методических объединений под руководством зам. дир. по учебно – методической работе.
Формы работы по формированию психолого-педагогической информированности молодого педагога по развитию профессиональной компетентности:
Раздел №1 Психолого-педагогическая модель повышения профессиональной компетентности молодых педагогов
Блок знаний:
Блок умений:
Раздел №2 Диагностическое обеспечение программы
А Личностная диагностика молодого специалиста
Молодому учителю
Б Диагностическая карта определения психолого-педагогической компетентности молодого педагога по развитию творческого потенциала учащихся включает следующий диагностический комплекс:
Процесс самодиагностики предполагает, что каждый молодой педагог оценивает собственные знания и умения, выставляя значки в колонках «не владею», «владею посредственно», «владею», «владею хорошо и творчески применяю на практике», что отвечает количественным показателям:
Не владею – 0,
Владею посредственно – 1,
Владею – 2,
Владею хорошо и творчески применяю на практике – 3.
Используя количественные показатели, администрация ОУ и экспертная группа проводят оценку знаний и умений молодых педагогов в соответствии с блоком знаний и блоком умений психолого-педагогической модели методического совершенствования и подготовки педагогов по развитию у учащихся творческого потенциала. Общая суммарная оценка знаний и умений педагога высчитывается как сумма средних арифметических показателей. Для оценки уровней психолого-педагогической компетентности педагогов можно использовать такие показатели:
1 уровень – очень низкий – 0 – 7 баллов,
2 уровень – низкий – 8 – 15 баллов,
3 уровень – средний – 16 – 23 балла,
4 уровень – высокий – 24 – 30 баллов.
Раздел № 3 План реализации «Программы повышения уровня психолого-педагогической компетентности молодых педагогов»
Л п/п |
Содержание мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные за исполнение |
Ожидания и результаты |
1 |
Первичный диагностический психолого-педагогический этап. Анализ уровня профессиональной компетентности молодых педагогов. |
Аналитический психолого-педагогический и методический материал. | ||
2 |
Оформление «Диагностической карты» психолого-педагогической компетентности молодого педагога. |
Определение реального уровня психолого-педагогической и методической компетентности. | ||
3 |
|
|
|
Определение конкретных стратегических и тактических задач по заявленной теме.
Взаимодействие методической и психологической служб. |
4 |
Психолого-педагогические консультации по итогам диагностических исследований. |
Конкретизация (определение) реального уровня компетентности молодых педагогов в процессе соконсультаций с педагогами. Конкретизация задач по заявленной теме. | ||
5 |
Психологический практикум «Проектирование успешности учащихся с низким уровнем школьной мотивации». |
Работа в группах. Разработка
технологической цепочки | ||
6 |
Теоретический практикум «Психологическое сопровождение процесса подготовки педагогов для работы с разным уровнем обученности учащимися» (Пакет методик по автономному психологическому сопровождению). |
Овладение Экспресс-диагностическими методиками для анализа своей педагогической деятельности. Разработка методического пакета психологического сопровождения процесса совершенствования компетентности молодых педагогов. | ||
7 |
Тренинг «Коммуникативная компетентность молодого педагога». Работа в группах. |
Рефлексия коммуникативных умений и навыков молодого педагога. | ||
8 |
Психологический практикум «Алгоритмы педагогического творчества». |
Анализ творческих способностей молодых педагогов, готовность их к инновационной деятельности. | ||
9 |
Тренинг «Индивидуально-типологические особенности учащихся. Моделирование педагогических ситуаций с одаренными детьми». |
Определение затруднений в работе с учащимися с высоким уровнем творческого потенциала. | ||
10 |
Методический совет «Предварительные итоги реализации Программ в 20__ уч. году». |
Определение затруднений в реализации программ. | ||
11 |
Вторичная диагностика «Оценка уровня психолого-педагогической компетентности молодого педагога в ходе реализации Программы в 20__ – 20__ уч. году». |
Отслеживание динамики качества психолого-педагогической компетентности педагогов для работы в педагогическом учреждении. | ||
12 |
Оформление «Диагностических карт». |
Формирование конкретных результатов в ходе реализации программ. | ||
13 |
Индивидуальное |
Индивидуальная оценка уровня профессиональной компетентности молодого педагога и определение целей на следующий уч. год. |
Информация о работе План повышения психолого - педагогической компетенции у педагогов