План повышения психолого - педагогической компетенции у педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:03, практическая работа

Описание работы

Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Проект современной модернизации образования в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.

Работа содержит 1 файл

Программа повышения уровня психолого-педагогической и профессиональной компетентности молодых педагогов.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Разработка  программы развития (повышения) социально-психологической  компетентности педагога для целевой  группы.

 

 

Пояснительная записка

 

Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.

Проект современной  модернизации образования в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.

Особо актуальными становятся ранее известные личностные и профессиональные качества каждого педагога – это коммуникативность, толерантность, политическая корректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.

Важнейшая сфера жизнедеятельности человека является общение. Общение - сложный и многомерный процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния, координация общей деятельности.

Умение молодого учителя общаться с учениками – один из факторов успешности, его будущей педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает молодым педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.

Одним из направлений  Программы является организация методической и психолого-педагогической работы с молодыми педагогами по формированию коммуникативных умений у них и предусматривает овладение учителями-предметниками и классными руководителями знаниями необходимых нормативно – правовых документов, психолого-педагогическими и учебно-методическими знаниями; диагностико - проективными умениями.

В основе Программы лежат основные положения Концепции модернизации российского образования, подпрограмма закона «Об образовании», положение о школе молодого учителя.

Выполнение основных мероприятий программы будет  способствовать научно-практическому  решению вопросов комплексного развития ребенка, дальнейшему повышению профессиональной компетентности молодого учителя, развитию и совершенствованию процесса гуманизации и интеграции образования, реализации деятельностного подхода, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Цель программы – повышение уровня психолого-педагогической компетентности и профессионального совершенствования молодых учителей для обеспечения интеллектуального, физического, психического и духовного развития обучающихся.

Задачи программы:

    1. создать на базе психологической службы временную творческую группу по социально-психологической подготовке молодых учителей к работе по реализации Программы;
    2. определить педагогические условия и виды деятельности молодого педагога, способствующие развитию его творческого потенциала;
    3. повысить уже имеющийся уровень профессиональной компетентности молодых учителей по развитию творческого потенциала учащихся в ходе реализации Программы;
    4. задачами социально-психологической работы с молодыми учителями являются: формирование у педагога устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование у педагога способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения, отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного общения.

          Программа направлена на реализацию двух основных направлений:

1. Развитие профессиональной компетентности у молодых педагогов (теоретическая часть).

2. Развитие и становление навыков профессиональной компетентности молодых специалистов (практическая часть).

Реализация этих направлений  Программы предполагает ее учебно – методическое обеспечение. Сопровождение осуществляет педагог-психолог школы и руководители методических объединений под руководством зам. дир. по учебно – методической работе.

Формы работы по формированию психолого-педагогической информированности молодого педагога по развитию профессиональной компетентности:

    • тренинг,
    • деловые игры,
    • собеседования,
    • мастер - классы,
    • психолого-педагогические консультации,
    • научно-практические конференции,
    • психологические практикумы,
    • дискуссии,
    • методы проигрывания и анализ ситуации,
    • методы музыкотерапии и проективного рисунка.

 

 

 

 

 

Раздел №1 Психолого-педагогическая модель повышения профессиональной компетентности молодых педагогов

 

Блок  знаний:

    • знание нормативно - правовых актов, регламентирующих функционирование системы образования;
    • психолого-педагогические знания: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, общая педагогика, история зарубежной и отечественной педагогики, теория и методика организации образовательного процесса;
    • общие знания: история России, основы культурологии, основы философии, основы политологии, основы социологии, правовые знания, социально – экономические знания, основы компьютерной грамотности, основы образовательного менеджмента;
    • учебно - методические знания: содержание передового педагогического опыта по проблемам одаренности, по проблемам обучения учащихся со сниженным уровнем мотивации, современные достижения в педагогике и психологии, современные образовательные технологии, технологии внедрения передового педагогического опыта и достижений науки в практику.

Блок  умений:

    • гностические умения: работать с разными источниками информации; находить необходимую информацию, обрабатывать, систематизировать, обобщать и использовать ее на практике; пользоваться новыми информационными технологиями;
    • диагностико – проективные и аналитические умения: умение использовать педагогические и психологические методы исследования классной группы и проектировать ее развитие; изучать социальное окружение школьника и предусматривать его влияние на становление личности школьника; выявлять проблемы учеников; проводить мониторинг внешних проявлений эмоционального состояния; анализировать уровень личностного роста ученика; анализировать уровень развития учащихся;
    • рефлексивно - регулятивные умения: определять состояния собственного физического, психического, социального и духовного уровня развития; сравнивать собственные личностные характеристики с реальными личностными характеристиками учеников и всего класса; объективно оценивать уровень собственной теоретической готовности к взаимодействию с конкретными учениками или классом; определять направления самообразования и самовоспитания; регулировать собственную деятельность; анализировать уровень личностного роста;
    • конструктивные умения: определять цели, направления, содержание, способы, методы и формы индивидуальной работы с учениками; определять цели, задачи, направления, содержание, способы, методы и формы групповой работы; планировать образовательную и воспитательную деятельность на основе современных образовательных технологий и достижения передового педагогического опыта, учитывая реальное состояние физического, психического, социального и духовного уровня развития учеников; характер социального окружения школьников; их собственные личностные характеристики;
    • умение разрабатывать технологию решения педагогических задач;
    • организационные умения;
    • коммуникативные умения: адекватно воспринимать и понимать учеников; проявлять способность к эмпатии, толерантности; обмениваться информацией; решать конфликты в системе «ученик - ученик», «ученик - родители», «ученик – учитель». 

 

 

 

 

 

Раздел №2 Диагностическое обеспечение программы

 

А Личностная диагностика молодого специалиста

Молодому учителю предоставляется  объективная информация о его  личности с целью предоставления педагогу возможности определения  своих сильных и слабых сторон своей профессиональной личности, а также с целью получения обратной связи от детей, родителей и коллег о себе как о профессионале и как личности.

Б Диагностическая карта определения психолого-педагогической компетентности молодого педагога по развитию творческого потенциала учащихся включает следующий диагностический комплекс:

    • самодиагностика педагогами собственного уровня психолого-педагогической компетентности (на основе диагностической карты);
    • оценка уровня психолого-педагогической компетентности молодых педагогов администрацией образовательного учреждения (на основе диагностической карты);
    • экспертная оценка психолого-педагогической компетентности молодых педагогов (по результатам решения психолого-педагогических задач и на основе диагностической карты).

Процесс самодиагностики предполагает, что каждый молодой педагог оценивает собственные знания и умения, выставляя значки в колонках «не владею», «владею посредственно», «владею», «владею хорошо и творчески применяю на практике», что отвечает количественным показателям:

Не владею – 0,

Владею посредственно  – 1,

Владею – 2,

Владею хорошо и творчески  применяю на практике – 3.

Используя количественные показатели, администрация ОУ и экспертная группа проводят оценку знаний и умений молодых педагогов в соответствии с блоком знаний и блоком умений психолого-педагогической модели методического совершенствования и подготовки педагогов по развитию у учащихся творческого потенциала. Общая суммарная оценка знаний и умений педагога высчитывается как сумма средних арифметических показателей. Для оценки уровней психолого-педагогической компетентности педагогов можно использовать такие показатели:

1 уровень – очень  низкий – 0 – 7 баллов,

2 уровень – низкий  – 8 – 15 баллов,

3 уровень – средний  – 16 – 23 балла,

4 уровень – высокий  – 24 – 30 баллов.

 

 

 

 

 

Раздел № 3 План реализации «Программы повышения уровня психолого-педагогической компетентности молодых педагогов»

Л п/п

Содержание  мероприятий

Сроки реализации

Ответственные за исполнение

Ожидания и  результаты

1

Первичный диагностический психолого-педагогический этап. Анализ уровня профессиональной компетентности молодых педагогов.

   

Аналитический психолого-педагогический и методический материал.

2

Оформление «Диагностической карты» психолого-педагогической компетентности молодого педагога.

   

Определение реального  уровня психолого-педагогической и  методической компетентности.

3

  1. Экспертная оценка психолого-педагогической компетентности педагогов на основе анализа диагностических карт.
  2. Выступление на заседании психолого-педагогического консилиума школы с итогами Экспертной оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение конкретных стратегических и тактических задач  по заявленной теме.

 

 

 

Взаимодействие методической и психологической служб.

4

Психолого-педагогические консультации по итогам диагностических исследований.

   

Конкретизация (определение) реального уровня компетентности молодых педагогов в процессе соконсультаций с педагогами. Конкретизация задач по заявленной теме.

5

Психологический практикум  «Проектирование успешности учащихся с низким уровнем школьной мотивации».

   

Работа в группах. Разработка технологической цепочки научно-методического  и учебно-методического обеспечения  реализации Программы.

6

Теоретический практикум  «Психологическое сопровождение процесса подготовки педагогов для работы с разным уровнем обученности учащимися» (Пакет методик по автономному психологическому сопровождению).

   

Овладение Экспресс-диагностическими методиками для анализа своей педагогической деятельности. Разработка методического пакета психологического сопровождения процесса совершенствования компетентности молодых педагогов.

7

Тренинг «Коммуникативная компетентность молодого педагога». Работа в группах.

   

Рефлексия коммуникативных  умений и навыков молодого педагога.

8

Психологический практикум  «Алгоритмы педагогического творчества».

   

Анализ творческих способностей молодых педагогов, готовность их к инновационной деятельности.

9

Тренинг «Индивидуально-типологические особенности учащихся. Моделирование  педагогических ситуаций с одаренными детьми».

   

Определение затруднений в работе с учащимися с высоким уровнем творческого потенциала.

10

Методический совет  «Предварительные итоги реализации Программ в 20__ уч. году».

   

Определение затруднений  в реализации программ.

11

Вторичная диагностика  «Оценка уровня психолого-педагогической компетентности молодого педагога в ходе реализации Программы в 20__ – 20__ уч. году».

   

Отслеживание динамики качества психолого-педагогической компетентности педагогов для работы в педагогическом учреждении.

12

Оформление «Диагностических карт».

   

Формирование конкретных результатов в ходе реализации программ.

13

Индивидуальное консультирование молодых педагогов по итогам вторичной диагностики.

   

Индивидуальная оценка уровня профессиональной компетентности молодого педагога и определение целей на следующий уч. год.

Информация о работе План повышения психолого - педагогической компетенции у педагогов