Педагогика высшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов.

Содержание

Педагогика высшей школы.
Специфика вузовской педагогики.
Организация учебной деятельности в вузе.
Инновации в высшей школе.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document (2).docx

— 31.89 Кб (Скачать)

     Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном  зале, где имеются кресла для судьи  и народных заседателей, места для  прокурора и адвоката и другие атрибуты судебного заседания. Преподаватель  распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому – ответчика, третьему – свидетеля. Назначаются  судья и прокурор. Ход заседания  может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно  проводить разбор игры. В ряде случаев  в основу игры кладутся материалы  подлинного дела из архива суда.

     В ролевых играх один из обучаемых  берет роль специалиста, должностного лица, а три-пять других выступают  в роли людей, которые к нему в  реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам. 
 
 
 

     3. Инновации в высшей  школе 

     Мир сегодня объединен заботой о  воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное  пространство. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понимание, что современное  образование должно стать международным. То есть университетское образование  приобретает черты поликультурного  образования. Оно развивает способность  оценивать явления с позиции  другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются  все учебные курсы. Создается  поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения  будущего специалиста и обогащения его личности.

     В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического университета) в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и  государственного значения. В разных странах наблюдается объединение  университетов с промышленными  комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных  фирм и предприятий.

     Как повлияли исторические традиции на развитие высшей школы в нашей стране? Согласно замыслу Петра I, университет есть центр научной, образовательной  и просветительской деятельности, имеющий  общекультурное значение для развития страны. В результате и в наше время в структуру университета входят различные научные центры, НИИ, научные общества и профессиональные объединения. Преподаватели университета не только создают научные школы, но и включены в широкую пропаганду достижений науки, культуры и техники  через публичные лекции, семинары, конференции, средства массовой информации, радио и телевидение. Большая  часть университетских преподавателей принимает участие в подготовке научно-методических пособий и написании  учебников для образовательных  систем разных типов. В истории России университет был связующим звеном между Академией наук и средними общеобразовательными школами. В российских университетах работают профессора, являющиеся членами Российской Академии наук, Академии образования, Академии медицинских наук и многих других общественных академий. Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают культурный и научный обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

     • взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;

     • преемственность между уровнями образования, культуротворчество и  высокая корпоративность выпускников  университета;

     • гражданственность воспитания;

     • интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических  условий в стране.

     Каковы  современные новации в системе  университетского образования?

     Реформирование  системы высшего образования  в России характеризуется поиском  оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное  пространство. На этом пути наблюдается  ряд тенденций.

     Первая  связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах  России. Преимущества этой системы  состоят в том, что многоуровневая система организации высшего  образования обеспечивает более  широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у  выпускника осваивать на базе полученного  университетского образования новые  специальности.

     Вторая  тенденция — это мощное обогащение вузов современными информационными  технологиями, широкое включение  в систему Internet и интенсивное  развитие дистанционных форм обучения студентов.

     Третья  тенденция — это университизация  высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских  комплексов.

     Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на самофинансирование. И еще одна тенденция состоит  во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования  с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход  российского вуза в режим опытно-экспериментальной  работы по апробации новых учебных  планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

     Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся  образовательных систем.

     В системе отечественного высшего  образования выделяют разные типы нововведений.

     Критерии  оценки нововведений.

     1. Масштаб преобразования вуза. Нововведения  могут вводиться в рамках только  одного факультета или направления  и связаны, например, с изменением  учебного плана и образовательных  программ. Более масштабные преобразования  могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессиональной  и научно-исследовательской деятельности  студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества  и другое. Если же весь вуз  реализует идею перспективного  развития, то введение разного  вида новаций приобретает полномасштабный  характер и охватывает, как правило,  все звенья и элементы системы.

     2. Степень глубины осуществляемого  преобразования. В рамках данного  критерия возможно обновление  по аналогии или прототипу,  уже известному в мировой практике. Это касается всех элементов  и звеньев высшего учебного  заведения — учебной дисциплины, деятельности преподавателя и  студента, организации отбора абитуриентов. Комбинаторное нововведение предполагает  структурное, а не содержательное  обновление. Например, включение в  структуру университета академической  гимназии как школы. Другим  примером может быть создание  комплекса "педагогическая гимназия  — педагогический колледж —  педагогический университет". Радикальное  изменение в системе высшего  образования связано, например, с  открытием частного вуза, переходом  высшего учебного заведения на  разные источники финансирования, с переходом всего вуза на  дистанционную форму обучения  студентов.

     3. Степень новизны по фактору  времени. В рамках этого критерия  нововведения классифицируют как  "замещающие", "отменяющие", "открывающие" и ретровведения.  В первом случае вместо устаревшего  учебника, например, или технического  средства вводятся новые, более  современные. Суть отмены —  в прекращении деятельности какой-то  подструктуры вуза в связи  с ее бесперспективностью; в  этом-то и состоит новизна. "Открывающее"  — это новая специальность,  образовательная технология, подструктура. Ретровведения — это освоение  вузом чего-то давно забытого  и упраздненного.

     В течение XX века в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в  поиске новых путей развития школы  и вуза. В результате имеет место  огромное разнообразие типов школ.

     В системе высшего образования  складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения  среднего профессионального, высшего  профессионального и поствузовского образования.

     В современной России система образования  непрерывно развивается и для  нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный  процесс охватил российскую систему  образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной  школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Например: купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образовательные  учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комплексы, национальные школы (еврейская, калмыцкая, ненецкая, финская, немецкая). Появились международные  школы и университеты, частные  школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями  стали преимущественно университет  и академия. 

 

     Список литературы 

1. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник  для вузов. СПб., 2000

2. Реан  А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.  Психология и педагогика. Учебник  для вузов. СПб., 2000

3. Столяренко  А.М. Психология и педагогика. М., 2001

4. Филатов  О.К. Информатизация современных  технологий обучения в высшей  школе. Ростов-на-Дону, 1997

5. Филатов  О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное  обучение: подходы и перспективы.  М., 1999

6. Чернилевский  Д.В., Филатов О.К. Технология обучения  в высшей школе. М., 1996

7. Чернилевский  Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П.  Креативная педагогика преподавателя  высшей школы. М., 2000 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогика высшей школы