Педагогика высшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов.

Содержание

Педагогика высшей школы.
Специфика вузовской педагогики.
Организация учебной деятельности в вузе.
Инновации в высшей школе.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document (2).docx

— 31.89 Кб (Скачать)

Содержание 

 Педагогика высшей школы.

  1. Специфика вузовской педагогики.
  2. Организация учебной деятельности в вузе.
  3. Инновации в высшей школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Специфика вузовской педагогики.
 

     Педагогика  высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители  высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных  теорий, разработчики концепций, создатели  инновационных технологий в своих  специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых  дидактических конструкций высшего  образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко  эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактические  разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в  двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательного  труда переносится в школу  и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

     Вторая  специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в ее преемственности  со школьной педагогикой. Многие теоретические  истины обучения и воспитания будущих  специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания отражают законы преемственности  общего и профессионального образования. Общепризнано, что педагогика школы  как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей наук о воспитании.

     Среди современных научных проблем, которые  ждут своей разработки, к числу  актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к  специфике личности студента, его  свободному выбору уровня высшего образования (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально  значимых личностных качеств. Переход  от нивелирующей системы обучения учителя  к "поштучному" формированию педагога-профессионала, вероятно, приведет к замене стиля  взаимоотношений преподаватель-студент. Это будет не то, что А С. Макаренко  называл "разрозненной возней с каждым в отдельности", а обучение студента в вузе по его собственной программе  формирования своего педагогического  профессионализма (инженерного, медицинского, экономического, военного и т.д.). 
 
 
 

     2. Организация учебной  деятельности в  вузе 

     Учение  как деятельность имеет место  там, где действия человека управляются  с сознательной целью усвоить  определенные знания, навыки, умения. В  учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

     Основные  характеристики учебной деятельности:

  • она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  • общие способы действия предваряют решение задач;
  • учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
  • происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

     В процессе учебной деятельности человек  воспроизводит не только знания и  умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе  развития общества.

     В учебной деятельности, в отличие  от деятельности исследовательской, человек  начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного  многообразия действительности, а с  уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

     Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего  на смену мышлению эмпирическому, зависит  характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

     В качестве основных форм организации  процесса обучения в школе принят урок, в вузе – лекция.

     Среди большого числа и разнообразия видов  организации процесса обучения в  школе и в вузе каждый вид решает определенный набор дидактических  задач и тем выполняет свое назначение. Такое разнообразие на практике говорит о творчестве и  мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

     Особенности обучения в вузах определяются целями, формами и средствами высшего  образования, подготовкой поступающих  в вузы, квалификацией преподавателей.

     Лекция  – ведущая форма обучения в  вузе, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных  программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное  и отчетливое, самое современное  представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или  профессиональной деятельности. В ней  всегда должна соединяться теория с  практикой.

     Лекция  хороша, когда она не повторяет  учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям  науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для  понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения  интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Лекция –  это сплав, произведение научной  мысли и эстетики слова. Общий  структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение  плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а  затем – строгое следование плану  предложенной работы.

     Основные  требования к чтению лекции:

  • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
  • большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
  • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
  • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • применение основных материалов – текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

     Виды  лекций:

  1. Вводная лекция дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалистов. Дается краткий обзор курса, этапы развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции выделяются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, уточняются сроки и формы отчетности.
  2. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
  3. Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
  4. Проблемная лекция – это лекция, на которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
  5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала с помощью технических средств обучения (ТСО), аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов – людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин, картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических изображений в виде схем, таблиц, графиков, моделей).
  6. Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика).
  7. Лекция с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции – диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
  8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, формулирует основные выводы.
  9. Лекция-консультация может осуществляться по двум вариантам: по типу "вопросы – ответы" и по типу "вопросы – ответы – дискуссия". В первом варианте лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. Второй вариант является трояким сочетанием: изложение лектором новой учебной информации, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

     В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

     К формам учебной деятельности вуза, помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятия, профессиональный тренинг, конференция, экскурсия, учебная  практика, консультация, самостоятельные  занятия, зачет, экзамен.

     Семинар – это групповое обсуждение студентами под руководством преподавателя  определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар  следует за лекцией и рассчитан  на углубление знаний и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно  превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать интерес к дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих  к потере времени, и предоставлять  возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить  сообщать их самому.

     Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный  характер выступлений программируется  и одобряется. Обсуждение проблем  получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно конференции проводятся как кафедральные или факультетские.

     Экскурсия (выезд) – форма обучения, соединяющая  в себе теорию и практику, позволяющая  обратиться к реальной жизни, непосредственно  воспринять изучаемые явления.

     Практические  и лабораторные занятия предназначены  для формирования у студентов  навыков и умений. Проводятся в  аудиториях, лабораториях, учебных  кабинетах, учебных городках, производственных организациях, на полигонах и местности.

     Тренинг (тренировочные практически занятия) – разновидность практических занятий. Основная цель – доведение каждого  осваиваемого профессионального действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы  аудиторного времени не позволяют  доводить отработку большинства  навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование  самоподготовки выступает единственным способом решения проблемы.

     Игра  – форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала  с коллегами и гражданами. Она  позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а  также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые  и ролевые. В деловых имитируется  совместная деятельность сотрудников  одной или взаимодействующих  практических структур по решению определенной задачи.

Информация о работе Педагогика высшей школы