Содержание
Педагогика
высшей школы.
- Специфика
вузовской педагогики.
- Организация
учебной деятельности в вузе.
- Инновации
в высшей школе.
- Специфика
вузовской педагогики.
Педагогика
высшей школы в системе педагогических
наук занимает особое место. Ее развитие
обусловлено несколькими факторами.
Среди них — фактор научного потенциала.
Будущих специалистов обучают представители
высшей квалификации: доктора наук,
профессора, академики, авторы научных
теорий, разработчики концепций, создатели
инновационных технологий в своих
специальных областях. Однако многие
из них участвуют в создании новых
дидактических конструкций высшего
образования, разрабатывают оригинальные
методики обучения студентов. Нередко
эти инновационные разработки организуются
при участии студентов. Многие дидактические
разработки, выполненные для нужд
вузовского обучения, создаются в
двух версиях: вузовской и школьной.
В итоге методика университетского,
институтского познавательного
труда переносится в школу
и оказывается средством обновления
школьного учебного процесса.
Вторая
специфическая особенность педагогики
высшей школы состоит в ее преемственности
со школьной педагогикой. Многие теоретические
истины обучения и воспитания будущих
специалистов в различных областях
материального и духовного производства,
обслуживания отражают законы преемственности
общего и профессионального образования.
Общепризнано, что педагогика школы
как наиболее развитая область научного
знания есть источник обогащения других
ветвей наук о воспитании.
Среди
современных научных проблем, которые
ждут своей разработки, к числу
актуальных относят создание технологий
сочетания традиционных форм фронтального
обучения с новыми — субъектно-ориентированными.
Иначе говоря, приспособленным к
специфике личности студента, его
свободному выбору уровня высшего образования
(бакалавр, магистр), довузовскому опыту,
набору педагогически профессионально
значимых личностных качеств. Переход
от нивелирующей системы обучения учителя
к "поштучному" формированию педагога-профессионала,
вероятно, приведет к замене стиля
взаимоотношений преподаватель-студент.
Это будет не то, что А С. Макаренко
называл "разрозненной возней с каждым
в отдельности", а обучение студента
в вузе по его собственной программе
формирования своего педагогического
профессионализма (инженерного, медицинского,
экономического, военного и т.д.).
2.
Организация учебной
деятельности в
вузе
Учение
как деятельность имеет место
там, где действия человека управляются
с сознательной целью усвоить
определенные знания, навыки, умения. В
учебной деятельности объединяются
не только познавательные функции деятельности
(восприятие, внимание, память, мышление,
воображение), но и потребности, мотивы,
эмоции, воля.
Основные
характеристики учебной деятельности:
- она специально
направлена на овладение учебным материалом
и решение учебных задач;
- в ней осваиваются
общие способы действий и научные понятия;
- общие способы
действия предваряют решение задач;
- учебная деятельность
ведет к изменениям в самом человеке –
ученике;
- происходят
изменения психических свойств и поведения
обучающегося в зависимости от результатов
своих собственных действий.
В
процессе учебной деятельности человек
воспроизводит не только знания и
умения, но и саму способность учиться,
возникшую на определенном этапе
развития общества.
В
учебной деятельности, в отличие
от деятельности исследовательской, человек
начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного
многообразия действительности, а с
уже выделенной другими (исследователями)
всеобщей внутренней основы этого многообразия.
Таким образом в учебной деятельности
происходит восхождение от абстрактного
к конкретному, от общего к частному.
Главным
результатом учебной деятельности
в собственном смысле слова является
формирование у учащегося теоретического
сознания и мышления. Именно от сформированности
теоретического мышления, приходящего
на смену мышлению эмпирическому, зависит
характер всех приобретаемых в ходе
дальнейшего обучения знаний.
В
качестве основных форм организации
процесса обучения в школе принят
урок, в вузе – лекция.
Среди
большого числа и разнообразия видов
организации процесса обучения в
школе и в вузе каждый вид решает
определенный набор дидактических
задач и тем выполняет свое
назначение. Такое разнообразие на
практике говорит о творчестве и
мастерстве учителей школ и преподавателей
высших учебных заведений, заинтересованных
в результативности своей работы.
Особенности
обучения в вузах определяются целями,
формами и средствами высшего
образования, подготовкой поступающих
в вузы, квалификацией преподавателей.
Лекция
– ведущая форма обучения в
вузе, так как с нее начинается
каждая учебная дисциплина, раздел
и большинство тем, предусмотренных
программами. Она призвана дать целостное,
систематизированное, доказательное
и отчетливое, самое современное
представление об относительно самостоятельном,
сложном вопросе жизни или
профессиональной деятельности. В ней
всегда должна соединяться теория с
практикой.
Лекция
хороша, когда она не повторяет
учебник, а по своему содержанию отвечает
самым последним достижениям
науки и практики, обогащена личным
отношением преподавателя к излагаемому.
В лекции наука оживает в речи
преподавателя, предстает в увлекательном,
эмоциональном и доступном для
понимания виде. Живая речь преподавателя,
его вид, поведение, общение со студентами
делают теоретические положения
интереснее, понятнее, привлекательнее,
убедительнее, практичнее. Лекция –
это сплав, произведение научной
мысли и эстетики слова. Общий
структурный каркас любой лекции
– это формулировка темы, сообщение
плана и рекомендуемой литературы
для самостоятельной работы, а
затем – строгое следование плану
предложенной работы.
Основные
требования к чтению лекции:
- высокий научный
уровень излагаемой информации, имеющей,
как правило, мировоззренческое значение;
- большой объем
четко и плотно систематизированной и
методически переработанной современной
научной информации;
- доказательность
и аргументированность высказываемых
суждений;
- достаточное
количество приводимых убедительных фактов,
примеров, текстов и документов;
- ясность изложения
мыслей и активизация мышления слушателей,
постановка вопросов для самостоятельной
работы по обсуждаемым проблемам;
- анализ разных
точек зрения на решение поставленных
проблем;
- выведение
главных мыслей и положений, формулировка
выводов;
- разъяснение
вводимых терминов и названий; предоставление
студентам возможности слушать, осмысливать
и кратко записывать информацию;
- умение установить
педагогический контакт с аудиторией;
использование дидактических материалов
и технических средств;
- применение
основных материалов – текста, конспекта,
блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.
Виды
лекций:
- Вводная лекция
дает первые целостные представления
о предмете и ориентирует студентов в
работе по данному курсу. Лектор знакомит
студентов с назначением и задачами курса,
его ролью и местом в системе учебных дисциплин
и в системе подготовки специалистов.
Дается краткий обзор курса, этапы развития
науки и практики, достижения в этой сфере,
имена известных ученых, излагаются перспективные
направления исследований. На этой лекции
выделяются методические и организационные
особенности работы в рамках курса, а также
дается анализ учебно-методической литературы,
уточняются сроки и формы отчетности.
- Лекция-информация
ориентирована на изложение и объяснение
студентам научной информации, подлежащей
осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный
тип лекций в практике высшей школы.
- Обзорная
лекция – это систематизация научных
знаний на высоком уровне, допускающая
большое число ассоциативных связей в
процессе осмысления информации, излагаемой
при раскрытии внутрепредметной и межпредметной
связей, исключая детализацию и конкретизацию.
Стержень излагаемых теоретических положений
составляет научно-понятийная и концептуальная
основа всего курса или крупных его разделов.
- Проблемная
лекция – это лекция, на которой новое
знание вводится через проблемность вопроса,
задачи или ситуации. При этом процесс
познания студентов в сотрудничестве
и диалоге с преподавателем приближается
к исследовательской деятельности. Содержание
проблемы раскрывается путем организации
поиска ее решения или суммирования и
анализа традиционных и современных точек
зрения.
- Лекция-визуализация
представляет собой визуальную форму
подачи лекционного материала с помощью
технических средств обучения (ТСО), аудио-видеотехники.
Чтение такой лекции сводится к развернутому
или краткому комментированию просматриваемых
визуальных материалов (натуральных объектов
– людей в их действиях и поступках, в
общении и в разговоре; минералов, реактивов,
деталей машин, картин, рисунков, фотографий,
слайдов; символических изображений в
виде схем, таблиц, графиков, моделей).
- Бинарная
лекция – это разновидность чтения лекции
в форме диалога двух преподавателей (либо
как представителей двух научных школ,
либо как ученого и практика).
- Лекция с
заранее запланированными ошибками. Такая
лекция рассчитана на стимулирование
студентов к постоянному контролю предлагаемой
информации (поиск ошибки: содержательной,
методологической, методической, орфографической).
В конце лекции – диагностика слушателей
и разбор сделанных ошибок.
- Лекция-конференция
проводится как научно-практическое занятие,
с заранее поставленной проблемой и системой
докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое
выступление представляет собой логически
законченный текст, заранее подготовленный
в рамках предложенной преподавателем
программы. Совокупность представленных
текстов позволит всесторонне осветить
проблему. В конце лекции преподаватель
подводит итоги самостоятельной работы
и выступлений студентов, дополняя или
уточняя предложенную информацию, формулирует
основные выводы.
- Лекция-консультация
может осуществляться по двум вариантам:
по типу "вопросы – ответы" и по типу
"вопросы – ответы – дискуссия".
В первом варианте лектор отвечает в течение
лекционного времени на вопросы студентов
по всему разделу или всему курсу. Второй
вариант является трояким сочетанием:
изложение лектором новой учебной информации,
постановка вопросов и организация дискуссии
в поиске ответов на поставленные вопросы.
В
практике высшей школы используются
и другие виды лекционной формы обучения.
К
формам учебной деятельности вуза,
помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное
собеседование, коллоквиум, практическое
и лабораторное занятия, профессиональный
тренинг, конференция, экскурсия, учебная
практика, консультация, самостоятельные
занятия, зачет, экзамен.
Семинар
– это групповое обсуждение студентами
под руководством преподавателя
определенного учебного вопроса (теоретического,
прикладного, проблемного). Обычно семинар
следует за лекцией и рассчитан
на углубление знаний и обсуждение
путей их реализации на практике. Неверно
превращать семинар в проверку знаний.
Основная задача преподавателя: поддерживать
интерес к дискуссии, тактично направлять
ее ход, не допускать отклонений, ведущих
к потере времени, и предоставлять
возможность студентам находить
правильные ответы, а не спешить
сообщать их самому.
Конференция
похожа на большой семинар, но основные
выступления на ней заранее распределяются
между участниками и подготавливаются.
Творческий, дискуссионный, самостоятельный
характер выступлений программируется
и одобряется. Обсуждение проблем
получается более основательным, научным,
разносторонним и глубоким, чем на
семинаре. Обычно конференции проводятся
как кафедральные или факультетские.
Экскурсия
(выезд) – форма обучения, соединяющая
в себе теорию и практику, позволяющая
обратиться к реальной жизни, непосредственно
воспринять изучаемые явления.
Практические
и лабораторные занятия предназначены
для формирования у студентов
навыков и умений. Проводятся в
аудиториях, лабораториях, учебных
кабинетах, учебных городках, производственных
организациях, на полигонах и местности.
Тренинг
(тренировочные практически занятия)
– разновидность практических занятий.
Основная цель – доведение каждого
осваиваемого профессионального действия
до совершенства, до уровня навыка, выполнения
установленного норматива, реальных требований
профессионализма. Как правило, ресурсы
аудиторного времени не позволяют
доводить отработку большинства
навыков и умений до необходимого
совершенства. Поэтому использование
самоподготовки выступает единственным
способом решения проблемы.
Игра
– форма практического обучения,
в которой имитируются деятельность
и взаимодействие профессионала
с коллегами и гражданами. Она
позволяет отрабатывать профессиональные
навыки и умения в выполнении функциональных
обязанностей, совместных действий, а
также развивать мышление, находчивость
и быстроту оценки ситуаций и принятия
решений. Игры делятся на деловые
и ролевые. В деловых имитируется
совместная деятельность сотрудников
одной или взаимодействующих
практических структур по решению определенной
задачи.