Педагогика в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носит несистемный характер и осуществляется в рамках так называемой "народной педагогики". В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

Содержание

Введение 3
Предмет и задачи педагогики 6
Педагогика как наука 7
Связь педагогики с другими науками 10
Заключение 12
Литература: 13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

  • Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области нешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие «второго образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения.
  • Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившим активную профессиональную деятельность на производстве, показывает многообразие вариантов лиц, перешедших на ступень пенсионного возраста.
  • Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существует детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей.
  • Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволят находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру.

 

Связь педагогики с другими науками

 

     Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

     Педагогика  имеет тесные связи и со многими  другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.п.

     Параллельно с развитием педагогики и в  тесной связи с ней (особенно с  теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в  отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных  учебных предметов в общеобразовательной  школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школах.

     Новые, дополнительные возможности для  исследования процессов обучения и  воспитания перед педагогикой открывает  быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

     Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

     Итак, педагогическая наука – это сгусток  многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

     Давний  спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

 

Заключение

 

Педагогика берет  свое начало из философии, оставаясь  ее частью до XVII века. Впервые наукой педагогику назвал Бэкэн в 1623 году.

Педагогика – отрасль науки, которая раскрывает сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности и которая разрабатывает практические пути и способы их результативности.

Как и всякая наука педагогика развиваясь обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. 

 

Литература:

 
     
  1. Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001
  2. Педагогика. Учебный курс И.Ф. Харламов. – Мн.: Университетское, 2001
  3. http://www.pedlib.ru http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://pedagogy.ru

Информация о работе Педагогика в системе наук