Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:00, доклад

Описание работы

Педагогика- наука о воспитании и обучении человека.
Объект-предмет познания и деятельности человека.
В педагогике - явление действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет-образование как реальный процесс целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Работа содержит 1 файл

Педагогика в системе наук о человеке.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

 

 

 

Понятие о педагогических ценностях и  их классификация

 

Суть  педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно  образующими возможностями. Аксиологические  характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые  позволяют не только удовлетворять  потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и  профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

 

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования

  • личностные
  • групповые
  • социальные педагогические ценности

Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и  эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В  нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые  ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

 

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание  профессии ближайшим личным окружением и др.);

 

• ценности, удовлетворяющие потребность  в общении и расширяющие его  круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской  любви и привязанности, обмен  духовными ценностями и др.);

 

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности  развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой  культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование  и др.);

 

• ценности, позволяющие осуществить  самореализацию (творческий, вариативный  характер труда педагога, романтичность  и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально  неблагополучным детям и др.);

 

• ценности, дающие возможность удовлетворять  прагматические потребности (возможности  получения гарантированной государственной  службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

                                      культурно-гуманистические функции образования


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы социализации и формирования личности

 

В отечественной  и западной науке имеются различные  классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

 

 

макрофакторы

(космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на  социализацию всех жителей планеты  или очень больших групп людей,  живущих в определенных странах

мезофакторы

(мезо - средний, промежуточный) - условия  социализации больших групп людей,  выделяемых по национальному  признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения,  в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к аудитории тех или иных  сетей массовой коммуникации (радио,  телевидение, кино и др.)

микрофакторы

к ним относятся те, которые оказывают  непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы

как отмечают социологи, оказывают  влияние на развитие человека через  так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению  к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число  агентов входят также супруг или  супруга, коллеги по работе, учебе  и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а  в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного  строя, системы родства и структуры  семьи.

 


ОБУЧЕНИЕ  В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Функции обучения

 

Образовательная функция

Основной смысл образовательной  функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования  на практике.

Воспитывающая функция

. Воспитывающий характер  обучения - отчетливо проявляющаяся  закономерность, действующая непреложно  в любые эпохи и в любых  условиях. Воспитывающая функция  органически вытекает из самого  содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется  и посредством специальной организации  общения учителя с учащимися.

Развивающая функция

Так же как воспитывающая  функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы  этого социального процесса.


 

Деятельность учителя  и учащихся в процессе обучения

 

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед  учащимися и создание благоприятных  условий для их выполнения. При  этом используются такие приемы, как  инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная  дидактика рекомендует правила  выдвижения познавательных задач:

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы обучения

 

 

 

 


Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке