Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:12, реферат
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как их часть.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Педагогика сотрудничества……………………………………………….….. 4
2.1. Классификационные характеристики ……………………………….……4
2.2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений ….………. 6
Заключение……………………………………………………………………….…. 8
Литература…………………………………………………………………………... 9
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка»
РЕФЕРАТ
«Педагогика сотрудничества:
гуманизация педагогических отношений,
трактовка индивидуального подхода»
Выполнила
студентка 2 курса, 23 группы
заочной формы получения образования факультета социально-педагогических технологий
Кайданик Вероника Вацлавовна
Проверила
старший преподаватель
Корневская
Юлия Аркадьевна
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1. Классификационные
2.2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений ….………. 6
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человек есть мера всех вещей.
Протагор
Педагогика сотрудничества является
одной из наиболее всеобъемлющих
педагогических обобщений 80-х годов,
вызвавших к жизни
Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как их часть.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По личностному подходу: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории: массовая (все категории).
Целевые ориентации
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход.
• Единство обучения и воспитания.
Концепция сотрудничества
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений
В рамках коллектива отношения сотрудничества
устанавливаются между
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Концепция воспитания.
• Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращается к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.
Гуманно - личностный подход - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я - концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок - полноценная человеческая личность;
• личность является субъектом, а не объектом;
• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности. Отсутствие ценностных нормативов, составляющих смысл идеологии как гуманистической деятельности, приводит науку к дискредитированным ценностям.
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
• любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и педагога социального в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на ошибку;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений педагога социального и ученика: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В период с 6 до16 лет Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
• видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшими социальными
Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.
2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.
3. Иванов ИМ. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
5. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
6. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского. - М., 1994.