Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа
Многие теоретики педагогики, следуя принципам классификации наук, установленным немецкими философами Виндельбандом и Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого — особенности познанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических процессов. Это затрудняет их применение для конкретного прогнозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму {«учитель должен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает достижение этой нормы научной поддержкой.
1. Педагогика как наука
1.1 Общее представление о педагогике
1.2 Объект, предмет и функции педагогики
1.3 Образование как педагогический процесс
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками
2.1 Система педагогических наук
2.2 Место педагогики в системе наук
Заключение
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое определение как самой диалектичной, изменчивой наукой. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения.
Как упоминалось выше педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.).
Процесс
дифференциации в педагогической науке
продолжается. В последние годы заявляют
о себе такие ее отрасли, как философия
образования, сравнительная педагогика,
социальная педагогика и др.