Педагогика, образование в Древнем мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:30, реферат

Описание работы

Начало истории школы и воспитания (образования) как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.
Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших нацмену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э) и других.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Педагогика как наука…………………………………………………………….5
Древние цивилизации и их школы……………………………………………...7
Школа Древнего Египта……………………………………………………….8
Школа Древнего Рима………………………………………………………..13
Школа Древней Греции………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...…19

Список литературы……………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

По-видимому, школы возникали при  храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно  и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить  не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных  текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением  с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего, о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые  сведения

по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

Постепенно специализация  обучения усиливалась. Так, в эпоху  Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа Древнего Рима.

 

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер.

Целью римской системы  воспитания было подготовить активного  члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем.

Возникшие в Древнем  Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались  мальчики 11-12 лет из богатых и  знатных семей. В этих школах повышенного  типа изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика.

Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью обучения ораторскому искусству тех, кто  стремился занять выборные руководящие  должности в Римской республике.

Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до 16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.

Грамматические и риторические школы были частными. Вследствие высокой платы за обучение школы были доступны лишь привилегированным слоям населения.

Для детей римской  знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция на завершающем этапе образования  устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения - Афины, Александрию.

В Римской империи  впервые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его усвоения, и методы обучения.

В содержание образования  вошли девять основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились "семь свободных искусств", ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.

Педагогическая мысль  Рима нашла отражение, прежде всего, в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Свои педагогические идеи Цицерон изложил также в целом ряде трактатов: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или о дружбе», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность человека он определял понятием «humanitas», т.е. гуманность, человечность. Идеал, воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи средневековья и Возрождения.

 

 

 

 

Школа Древней  Греции

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система  воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание.

 Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под  руководством назначаемого государством лица – педонома.

Мальчиков приучали к  выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили  военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши  поступали в эфебию, где проходили  подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в  городах.

Спартанская система  воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме  традиционных (навыки домоводства, ухода  за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.

Для того, чтобы в будущем  произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Девушки, так же как  и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и  кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

Роль семьи, в системе  спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом  государственным, принимали участие  все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система  воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации  опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном  и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Однако, надо отдать должное, что некоторые принципы спартанской  системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в. в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.

Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” - сочетание физических и нравственных достоинств).

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание  умственного, нравственного, эстетического  и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных  и платных школ. В них обучались  мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста  мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий  в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную  в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.

Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных  в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.

Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому  труду, который с раннего детства  становился пожизненным предназначением  рабов.

Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".

Мальчика-аристократа  приучали к осознанию необходимости  защищать и охранять рабовладельческий  государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и  храбрости, необходимым свободнорожденному мужу.

Древнегреческая система  воспитания получила теоретическое  обоснование в трудах великих  философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Мысли Демокрита о  воспитании имеют важное значение в  истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности.

Демокрит считал, что  становление личности человека зависит  от его природы и воспитания, которое было для него тоже, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”. 

 

 

 

 

 

Заключение

   Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

    Скорее всего,  греческое  наследие  оказало  большее  влияние  на развитие образования за счет того, что наука и искусство в Древней Греции развивались  в  более  ранний  период  времени,  а римская  цивилизация  как  бы  наследовала  их,  она  являлась   их логическим развитием и конечно  добавляла  к  ним  множество  новых признаков и особенностей.

    На  почве  римского  образования  впервые   появились   и   стали

Информация о работе Педагогика, образование в Древнем мире