Автор: a***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:31, лекция
В современной научной мысли существует разделение знаний на две большие группы: естественные и гуманитарные науки. Естественные науки изучают природу и законы ее развития. В их число входят: физика, химия, астрономия, математика и др. Гуманитарные науки в центр своих исследований ставят человека и общество, его культуру и историю. Исходя из того, что педагогика обращает свой научный интерес на процесс становления личности человека в системе образования и воспитания, ее относят к области гуманитарного и антропологического знания. Нередко можно встретить утверждение о том, что педагогика является частью человекознания и обладает статусом антропологической науки. Существует также понимание педагогики как области прикладной философии. Ни одно из этих утверждений нельзя назвать ошибочным. Педагогика при целостном рассмотрении является областью гуманитарного, антропологического и философского знания.
Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.
На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение».
И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функционирования и преобразования педагогической практики.
Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения
Информация о работе Педагогика как область гуманитарного антропологического знания