Педагогика как область гуманитарного антропологического знания

Автор: a***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:31, лекция

Описание работы

В современной научной мысли существует разделение знаний на две большие группы: естественные и гуманитарные науки. Естественные науки изучают природу и законы ее развития. В их число входят: физика, химия, астрономия, математика и др. Гуманитарные науки в центр своих исследований ставят человека и общество, его культуру и историю. Исходя из того, что педагогика обращает свой научный интерес на процесс становления личности человека в системе образования и воспитания, ее относят к области гуманитарного и антропологического знания. Нередко можно встретить утверждение о том, что педагогика является частью человекознания и обладает статусом антропологической науки. Существует также понимание педагогики как области прикладной философии. Ни одно из этих утверждений нельзя назвать ошибочным. Педагогика при целостном рассмотрении является областью гуманитарного, антропологического и философского знания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Тема: Педагогика как область гуманитарного антропологического знания.

      В современной научной мысли существует разделение знаний на две большие  группы: естественные и гуманитарные науки. Естественные науки изучают  природу и законы ее развития. В  их число входят: физика, химия, астрономия, математика и др. Гуманитарные науки в центр своих исследований ставят человека и общество, его культуру и историю. Исходя из того, что педагогика обращает свой научный интерес на процесс становления личности человека в системе образования и воспитания, ее относят к области гуманитарного и антропологического знания. Нередко можно встретить утверждение о том, что педагогика является частью человекознания и обладает статусом антропологической науки. Существует также понимание педагогики как области прикладной философии. Ни одно из этих утверждений нельзя назвать ошибочным. Педагогика при целостном рассмотрении является областью гуманитарного, антропологического и философского знания.

      Как научное направление педагогика представляет собой отрасль знания, изучающую сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. (Педагогика: педагогическая теория, системы, технологии / Под. ред. С.А. Смирнова, М.,1999, С.7.). Предметом педагогической науки является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей, реализующийся через обучение и воспитание. 
Основными категориями педагогической науки являются такие понятия как педагогический процесс, обучение, воспитание, образование, формирование и развитие человека. Последние из них являются категориями междисциплинарного порядка. Воспитание и обучение направлены на развитие человека, накопление личного опыта в научной и социальных сферах. Цель педагогического процесса очень емко и точно определяется П.Ф.Каптеревым как «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу». (П.Ф.Каптерев Педагогический процесс. // Изб. пед. соч., М., 1982, С.178.).

      Развитие  человека понимается как поступательное движение от низшей ступени к высшей, как освоение им внутреннего, индивидуального, психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. Уровни развития человека определяются уровнем его образования, которое выступает как результат освоения культурного наследия общества.

      Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма.

        « Антропологический  путь - единственный путь познания вселенной…» - эти пророческие слова Н.А. Бердяева предвосхитили тенденцию развития современного научного знания. В середине ХХ столетия все полнее стала осознаваться потребность в особой  антропологической  установке, в разработке такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека, а затем придерживалось бы чисто  антропологических  принципов в истолковании реальности.

      С наступлением XXI столетия  антропологический  принцип все глубже проникает в научное познание. Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают, что стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук. Категориальный строй  антропологические  ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из  гуманитарных  дисциплин. Эта тенденция имеет универсальный характер и касается самых различных отраслей знания, в том числе и традиционно предельно далеких от  гуманитарной  сферы познания.

      В педагогической антропологии К.Д.Ушинского утверждался воспитывающий характер обучения и деятельностная природа человека. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и методов обучения, что послужило основой практически всех отечественных педагогических концепций. Идеи психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся, воздействия внешних проявлений, связанных с формированием умений и навыков. Педагогика заимствует  у психологии и социологии методы исследования, математика обогащает педагогику статистическими методами.  
Как особая наука педагогика  выделилась в начале 17 века  с помощью английского философа Френсиса Бэкона, который попытался классифицировать науки и выделил педагогику из системы наук. Педагогика как наука  возникла не без помощи знаменитых философов, таких как Дж. Локк, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г.Песталоцци, и других.  
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, формирование.  
Воспитание   в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое  в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.  
Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результата воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.  
Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленных знаний, умений, способов мышления, нравственных, эстетических правовых норм, духовного наследия  от старших поколений к младшим  
 Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.  
Образование – целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.  
Формирование -  процесс развития, становление личности в конкретных условиях жизни общества.  
Система образования – представляет собой систему образовательных учреждений (государственных и негосударственных) удовлетворяющих различные образовательные потребности человека.  
Педагогический процесс  - воспитание личности в единстве обучения и воспитания.  
- педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, метолов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук;  
-  педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро обшей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания;  
-  педагогическая антропология представлена как самостоятельная наука в системе философско-педагогическо-антропологического    знания,    выступающая    методологией    антропоориентщюванной педагогики.  
Пед. деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития учащихся.  
Пед. технология – совокупность методов и приемов практической деятельности, характеризующаяся целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.

      Содоклад. Что такое педагогика: наука или искусство?

      Насколько можно говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается как искусство или как нечто производное от философии, психологии, социологии? Известные ученые и философы по-разному высказывались на эту тему.

      «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П. П. Блонский).

      «Педагогика – прикладная наука. Наука не о  сущем, а о должном, исследующая  не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С. И. Гессен).

      «Полное и систематическое изложение  теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А. Г. Ободовский).

      «Искусство  основано на интуиции, технология –  на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы  затем все началось сначала» (В. П. Беспалько).

      «Положения  науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть».

      «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (П. П. Блонский).

      В статье «О пользе педагогической литературы»  К. Д. Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство».

      К. Д. Ушинский в конце XIX в., по мнению многих, не рассматривал педагогику как науку. На самом деле он рассматривал педагогику достаточно обстоятельно.

      В первых работах К. Д. Ушинский рассматривал вопросы о соотношении науки  и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности. К таким работам относятся  «Лекции о камеральном образовании» (1846–1848), «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также в других работах, где были использованы различные средства, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательной деятельности.

      Ушинский  выражал такую мысль, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не является постоянным, но исторически изменяется.

      Его несогласие с немецкими философами и психологами возникало, потому что они все представляли в  систематическом изложении, называли практическую деятельность наукой, в результате чего четкая граница между ними исчезала. Ушинский указывал на то, что истина – это есть завершающий сущностный этап, к которому возможно подойти через исследования предмета науки. Это и есть основной и определяющий критерий, по которому выделяются научные базовые понятия и определяется наука вообще. Ушинский также говорил: «Возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки...».

      Чтобы доказать свою точку зрения, Ушинский давал определения, согласно которым  искусство, в отличие от науки, может  состоять из бесконечного множества  бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. В то время как выводы науки имеют объективный характер, в искусстве преобладает субъективное начало. В то время как многие критерии и принципы меняются в течение определенного времени, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».

      К. Д. Ушинский, в отличие от своих  предшественников, высказывает мнение, что педагогика не наука, а искусство, совершенно неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь потому, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Ошибочно полагать, что любая теория или наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

      Н. К. Гончаров не соглашался с этим и считал, что Ушинский инициалы не проявляет последовательности в определении предмета педагогики как науки или искусства.

      Долгое  время разделение педагогики как науки и искусства воспитания имело место тогда, когда Ушинский определял отличие педагогики от других наук. Отсюда смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам проявлялся в определении практических задач и целей педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

      Педагогическая  наука очень заинтересована во влиянии  других наук, в том смысле, что  необходимые научные знания можно  использовать для продвижения собственных  целей и получения необходимого результата педагогического действия.

      К. Д. Ушинский указывал на то, что если большинство наук только открывают  факты и законы и не занимаются разработкой практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

      Пытаясь разобраться в сути вопроса и наконец определить, к какой сфере деятельности относится педагогика, можно предположить, что философ, психолог реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде всего специалистом в своей деятельности. Можно спросить: какую позицию занимает педагогика среди наук и какова особенная область ее изучения? Стоит рассмотреть объект и предмет изучения для определения области изучения науки.

      В соответствии с объектом изучения науки  разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своем теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.

      Определение объекта, предмета, функций и задач  педагогики поможет выяснить, что  такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми  определениями науки, ее предмета и  объекта, также ее функциями.

      Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

      Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.

      Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

      Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

      Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.

      Первая  концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная  область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку  с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.

Информация о работе Педагогика как область гуманитарного антропологического знания