Автор: a***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:31, лекция
В современной научной мысли существует разделение знаний на две большие группы: естественные и гуманитарные науки. Естественные науки изучают природу и законы ее развития. В их число входят: физика, химия, астрономия, математика и др. Гуманитарные науки в центр своих исследований ставят человека и общество, его культуру и историю. Исходя из того, что педагогика обращает свой научный интерес на процесс становления личности человека в системе образования и воспитания, ее относят к области гуманитарного и антропологического знания. Нередко можно встретить утверждение о том, что педагогика является частью человекознания и обладает статусом антропологической науки. Существует также понимание педагогики как области прикладной философии. Ни одно из этих утверждений нельзя назвать ошибочным. Педагогика при целостном рассмотрении является областью гуманитарного, антропологического и философского знания.
Тема: Педагогика как область гуманитарного антропологического знания.
В
современной научной мысли
Как
научное направление педагогика
представляет собой отрасль знания, изучающую
сущность, закономерности, принципы, методы
и формы организации педагогического
процесса как фактора и средства развития
человека на протяжении всей его жизни.
(Педагогика: педагогическая теория, системы,
технологии / Под. ред. С.А. Смирнова, М.,1999,
С.7.). Предметом педагогической науки является
педагогический процесс как особый вид
взаимодействия людей, реализующийся
через обучение и воспитание.
Основными категориями педагогической
науки являются такие понятия как педагогический
процесс, обучение, воспитание, образование,
формирование и развитие человека. Последние
из них являются категориями междисциплинарного
порядка. Воспитание и обучение направлены
на развитие человека, накопление личного
опыта в научной и социальных сферах. Цель
педагогического процесса очень емко
и точно определяется П.Ф.Каптеревым как
«всестороннее усовершенствование личности
на почве ее органического саморазвития
и в мере ее сил сообразно социальному
идеалу». (П.Ф.Каптерев Педагогический
процесс. // Изб. пед. соч., М., 1982, С.178.).
Развитие человека понимается как поступательное движение от низшей ступени к высшей, как освоение им внутреннего, индивидуального, психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. Уровни развития человека определяются уровнем его образования, которое выступает как результат освоения культурного наследия общества.
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма.
« Антропологический путь - единственный путь познания вселенной…» - эти пророческие слова Н.А. Бердяева предвосхитили тенденцию развития современного научного знания. В середине ХХ столетия все полнее стала осознаваться потребность в особой антропологической установке, в разработке такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека, а затем придерживалось бы чисто антропологических принципов в истолковании реальности.
С наступлением XXI столетия антропологический принцип все глубже проникает в научное познание. Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают, что стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук. Категориальный строй антропологические ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из гуманитарных дисциплин. Эта тенденция имеет универсальный характер и касается самых различных отраслей знания, в том числе и традиционно предельно далеких от гуманитарной сферы познания.
В
педагогической антропологии К.Д.Ушинского
утверждался воспитывающий характер обучения
и деятельностная природа человека. Ушинскому
принадлежит разработка категорий содержания
и методов обучения, что послужило основой
практически всех отечественных педагогических
концепций. Идеи психологии широко используются
при разработке закономерностей организации
познавательной деятельности учащихся,
воздействия внешних проявлений, связанных
с формированием умений и навыков. Педагогика
заимствует у психологии и социологии
методы исследования, математика обогащает
педагогику статистическими методами.
Как особая наука педагогика выделилась
в начале 17 века с помощью английского
философа Френсиса Бэкона, который попытался
классифицировать науки и выделил педагогику
из системы наук. Педагогика как наука
возникла не без помощи знаменитых философов,
таких как Дж. Локк, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г.Песталоцци,
и других.
К основным педагогическим категориям
относятся воспитание, обучение, образование,
формирование.
Воспитание в широком педагогическом
смысле – это специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие
коллектива, воспитателей на воспитуемого
с целью формирования у него заданных
качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
Воспитание в узком педагогическом смысле
– это процесс и результата воспитательной
работы, направленный на решение конкретных
воспитательных задач.
Воспитание в широком социальном смысле
– передача накопленных знаний, умений,
способов мышления, нравственных, эстетических
правовых норм, духовного наследия от
старших поколений к младшим
Обучение – двусторонний процесс учения
и преподавания, процесс передачи и усвоения
знаний, умений, навыков, способов познавательной
деятельности.
Образование – целенаправленный процесс
и результат овладения учащимися системой
научных знаний, познавательных умений
и навыков, формирование на этой основе
мировоззрения, нравственных и других
качеств личности, развитие её творческих
сил и способностей.
Формирование - процесс развития, становление
личности в конкретных условиях жизни
общества.
Система образования – представляет собой
систему образовательных учреждений (государственных
и негосударственных) удовлетворяющих
различные образовательные потребности
человека.
Педагогический процесс - воспитание личности
в единстве обучения и воспитания.
- педагогическая антропология рассматривается
как самостоятельная отрасль науки об
образовании, как целостное и системное
знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом
и воспитывающим, человеке как субъекте
и объекте образования, как интегративная
наука, обобщающая различные знания о
человеке в аспекте воспитания, что предполагает
определение ее предмета, объекта, метолов,
целей, задач, специфических закономерностей
и содержания, места в системе наук;
- педагогическая антропология интерпретируется
как основание педагогической теории
и практики, как методология наук о воспитании,
не как отдельная дисциплина, а своеобразное
ядро обшей педагогики, которое вбирает
в себя научные результаты знаний о человеке
в процессе воспитания;
- педагогическая антропология представлена
как самостоятельная наука в системе философско-педагогическо-
Пед. деятельность – это разновидность
профессиональной деятельности, направленная
на передачу социокультурного опыта посредством
обучения и воспитания, на создание условий
для личностного развития учащихся.
Пед. технология – совокупность методов
и приемов практической деятельности,
характеризующаяся целесообразной последовательностью
действий и применением определенного
инструментария.
Содоклад. Что такое педагогика: наука или искусство?
Насколько можно говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается как искусство или как нечто производное от философии, психологии, социологии? Известные ученые и философы по-разному высказывались на эту тему.
«Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П. П. Блонский).
«Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С. И. Гессен).
«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А. Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В. П. Беспалько).
«Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть».
«Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (П. П. Блонский).
В статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство».
К. Д. Ушинский в конце XIX в., по мнению многих, не рассматривал педагогику как науку. На самом деле он рассматривал педагогику достаточно обстоятельно.
В
первых работах К. Д. Ушинский рассматривал
вопросы о соотношении науки
и искусства воспитания как практической
учебно-воспитательной деятельности.
К таким работам относятся
«Лекции о камеральном
Ушинский выражал такую мысль, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не является постоянным, но исторически изменяется.
Его несогласие с немецкими философами и психологами возникало, потому что они все представляли в систематическом изложении, называли практическую деятельность наукой, в результате чего четкая граница между ними исчезала. Ушинский указывал на то, что истина – это есть завершающий сущностный этап, к которому возможно подойти через исследования предмета науки. Это и есть основной и определяющий критерий, по которому выделяются научные базовые понятия и определяется наука вообще. Ушинский также говорил: «Возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки...».
Чтобы доказать свою точку зрения, Ушинский давал определения, согласно которым искусство, в отличие от науки, может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. В то время как выводы науки имеют объективный характер, в искусстве преобладает субъективное начало. В то время как многие критерии и принципы меняются в течение определенного времени, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».
К. Д. Ушинский, в отличие от своих предшественников, высказывает мнение, что педагогика не наука, а искусство, совершенно неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь потому, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Ошибочно полагать, что любая теория или наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.
Н. К. Гончаров не соглашался с этим и считал, что Ушинский инициалы не проявляет последовательности в определении предмета педагогики как науки или искусства.
Долгое время разделение педагогики как науки и искусства воспитания имело место тогда, когда Ушинский определял отличие педагогики от других наук. Отсюда смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам проявлялся в определении практических задач и целей педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.
Педагогическая наука очень заинтересована во влиянии других наук, в том смысле, что необходимые научные знания можно использовать для продвижения собственных целей и получения необходимого результата педагогического действия.
К. Д. Ушинский указывал на то, что если большинство наук только открывают факты и законы и не занимаются разработкой практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.
Пытаясь разобраться в сути вопроса и наконец определить, к какой сфере деятельности относится педагогика, можно предположить, что философ, психолог реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде всего специалистом в своей деятельности. Можно спросить: какую позицию занимает педагогика среди наук и какова особенная область ее изучения? Стоит рассмотреть объект и предмет изучения для определения области изучения науки.
В соответствии с объектом изучения науки разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своем теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.
Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.
Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.
Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.
Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.
Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.
Информация о работе Педагогика как область гуманитарного антропологического знания