Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:20, лекция
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика -- это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность.
Задания.
Место педагогики в
системе наук о человеке может
быть выявлено в процессе рассмотрения
ее связей с другими науками. В
течение всего периода своего
существования она была тесно
связана со многими науками, которые
оказывали неоднозначное
Связь педагогики с философией является
наиболее длительной и продуктивной, так
как философские идеи продуцировали создание
педагогических концепций и теорий, задавали
ракурс педагогического поиска и служили
ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики
носили достаточно жесткий оппозиционный
характер. С одной стороны, педагогику
считали "полигоном" для приложения
и апробации философских идей. В этом случае
ее рассматривали как практическую философию.
С другой стороны, неоднократно предпринимались
попытки отказаться от философии в педагогике.
Сегодня общепризнанной является методологическая
функция философии по отношению к педагогике,
что является вполне правомерным и обусловливается
самой сущностью философского знания,
мировоззренческого по своей природе
и соответствующего решаемым задачам
осмысления места человека в мире. От системы
философских взглядов (экзистенциальных,
прагматических, неопозитивистских, материалистических
и др.), которых придерживаются исследователи
педагогики, зависит направление педагогического
поиска, определение сущностных, целевых
и технологических характеристик образовательного
процесса.
Кроме того, методологическая функция
философии по отношению к любой науке,
в том числе и педагогике, проявляется
в том, что она разрабатывает систему общих
принципов и способов научного познания.
Процесс получения педагогического знания
подчиняется общим закономерностям научного
познания, изучаемого философией.
Философия является и теоретической платформой
осмысления педагогического опыта и создания
педагогических концепций.
Связь педагогики с психологией является
наиболее традиционной. Требования понимать
свойства человеческой природы, ее естественные
потребности и возможности, учитывать
механизмы, законы психической деятельности
и развития личности, строить образование
(обучение и воспитание), сообразуясь с
этими законами, свойствами, потребностями,
возможностями, выдвигали все выдающиеся
педагоги.
Однако при анализе связей педагогики
с психологией важно различать психологизм
как методологическую позицию и психологию
как науку, которая была и остается важнейшим
источником научного обоснования образовательного
процесса (В. В. Краевский). Психологизм
проявляется в том, что психология объявляется
единственным научным основанием, направляющим
педагогическую практику. Однако, как
отмечает В. В. Давыдов, психология хотя
и должна учитываться, но она "не диктатор",
поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена
социально-педагогическими условиями,
определяющими и психологические закономерности
развития личности. Эти закономерности
носят конкретно-исторический характер,
и потому при изменении социально-педагогических
условий меняются и закономерности развития
личности. Связи педагогики с другими
науками не исчерпываются философией
и психологией, общим моментом которых
является изучение человека как личности.
Педагогика тесно связана и с науками,
изучающими его как индивида. Это такие
науки, как биология (анатомия и физиология
человека), антропология и медицина.
Проблема соотношения природных и социальных
факторов развития человека - одна из центральных
для педагогики. Она является и важнейшей
для биологии, изучающей индивидуальное
развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве
естественноприродного и социального
существа, не могла не задействовать тот
потенциал, который накапливался в антропологии
как науке, интегрирующей знания о феномене
человека в единый - теоретический конструкт,
рассматривающий природу условного человека
в его многомерности и многоликости.
Антропология - наука, всесторонне изучающая
биологическую природу человека.
Связь педагогики с медициной привела
к появлению коррекционной педагогики
как специальной отрасли педагогического
знания, предметом которой является образование
детей, имеющих приобретенные или врожденные
отклонения в развитии. Она разрабатывает
во взаимосвязи с медициной систему средств,
с помощью которых достигается терапевтический
эффект и облегчаются процессы социализации,
компенсирующие имеющиеся дефекты.
Развитие педагогики связано также с науками,
изучающими человека в обществе, в системе
его социальных связей и отношений. Потому
не случайно стали устанавливаться достаточно
устойчивые взаимодействия между педагогикой,
социологией, экономикой, политологией
и другими социальными науками.
Отношения между педагогикой и экономическими
науками сложны и неоднозначны. Экономическая
политика во все времена была необходимым
условием развития образованности общества.
Немаловажным фактором развития педагогики
остается экономическое стимулирование
научных исследований в этой области знаний.
Связь этих наук послужила обособлению
такой отрасли знания, как экономика образования,
предметом которой является специфика
действия экономических законов в сфере
образования.
Связи педагогики с социологией относятся
также к числу традиционных, так как и
первая и вторая озабочены планированием
образования, выявлением основных тенденций
развития тех или иных групп или слоев
населения, закономерностей социализации
и воспитания личности в различных социальных
институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена
тем, что образовательная политика всегда
являлась отражением идеологии господствующих
партий и классов. Педагогика стремится
выявить условия и механизмы становления
человека в качестве субъекта политического
сознания, возможности усвоения политических
идей и установок.
Анализ связей педагогики с другими науками
позволяет выделить следующие их формы
(Р. Г. Гурова):
использование педагогикой основных идей,
теоретических положений, обобщающих
выводов других наук;
творческое заимствование методов исследований,
применяемых в этих науках;
применение в педагогике конкретных результатов
исследований, полученных в психологии,
физиологии высшей нервной деятельности,
социологии и других науках;
участие педагогики в комплексных исследованиях
человека.
Развитие связей педагогики с другими
науками приводит к выделению новых отраслей
педагогики - пограничных научных дисциплин.
Сегодня педагогика представляет собой
сложную систему педагогических наук.
В ее структуру входят:
общая педагогика, исследующая основные
закономерности образования;
возрастная педагогика - дошкольная,
школьная педагогика, педагогика взрослых,
изучающая возрастные аспекты обучения
и воспитания;
коррекционная педагогика - сурдопедагогика
(обучение и воспитание глухих и слабослышащих),
тифлопедагогика (обучение и воспитание
слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика
(обучение и воспитание умственно отсталых
и детей с задержками умственного развития),
логопедия (обучение и воспитание детей
с нарушениями речи);
частные методики - предметные дидактики,
исследующие специфику применения общих
закономерностей обучения к преподаванию
отдельных учебных предметов;
история педагогики
и образования, изучающая развитие педагогических
идей и практики образования в различные
исторические эпохи;
отраслевая педагогика (военная, спортивная,
высшей школы, производственная и т.п.).
Процесс дифференциации
в педагогической науке продолжается.
В последние годы заявляют о себе
такие ее отрасли, как философия
образования, сравнительная педагогика,
социальная педагогика и др.