Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:20, лекция
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика -- это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность.
Педагогическая наука
не может предусмотреть это
Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески [5, c. 34].
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая
направленность, выраженная в его
активной позиции при
2. Профессиональные
знания, дающие ему глубину,
3. Педагогические
способности, обеспечивающие
4. Педагогическая
техника, опирающаяся на
Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:
- умение правильно
воспринимать те процессы, которые
происходят в мире детей,
- умение анализировать соотношение «цель -- средства -- результат» применительно к выбору ситуации;
- умение организовывать жизнь детей;
умение требовать и доверять;
- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
- умение играть с детьми;
- умение оценивать ситуацию с различных сторон;
- умение из многообразия
педагогических фактов
- умение в случайном факте увидеть существенное;
- умение в одной
и той же ситуации
- умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].
заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[10, c. 54].
Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Заключение
Итак педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том,
что такое педагогика - наука или
искусство, разбивается о практику.
Испытание практикой
2.
Объект, предмет и функции
педагогики
Другие ученые отводят педагогике роль
прикладной дисциплины, функция которой
состоит в опосредованном использовании
знаний, заимствованных из других наук
(психологии, естествознания, социологии
и др.) и адаптированных к решению задач,
возникающих в сфере образования или воспитания.
Объект
- предмет познания и деятельности человека,
субъекта. Психология - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. Социология - наука об обществе как целостной системе и об отде льных социальных институтах, процессах, общественных группах |
При таком подходе
не может быть разработана целостная
фундаментальная основа для функционирования
и преобразования педагогической практики.
Содержание такой педагогики составляет
совокупность фрагментарных представлений
об отдельных сторонах педагогических
явлений.
Продуктивной для науки и практики, по
мнению В. В. Краевского, является только
третья концепция, согласно которой педагогика
- это относительно самостоятельная дисциплина,
имеющая свой объект и предмет изучения.
Объект педагогики
А. С. Макаренко - ученый
и практик, которого трудно обвинить
в пропаганде "бездетной" педагогики,
в 1922 г. сформулировал мысль о
специфике объекта
Следовательно, в качестве своего объекта
педагогика имеет не индивида, его психику
(это объект психологии), а систему педагогических
явлений, связанных с его развитием. Поэтому
объектом педагогики выступают те явления
действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества.
Эти явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира,
которую изучает педагогика.
Предмет педагогики
Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.
Технология - совокупность знаний о способах средствах осуществления тех или иных процессов. |
Вклад многочисленных
наук в изучение образования как
социального феномена, бесспорно, ценный
и необходимый, но эти науки не
затрагивают сущностные аспекты
образования, связанные с повседневными
процессами роста и развития человека,
взаимодействием педагогов и
учащихся в процессе этого развития
и с соответствующей ему
Предмет педагогики - это образование
как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-воспитательных
учреждениях). Педагогика в этом случае
представляет собой науку, изучающую сущность,
закономерности, тенденции и перспективы
развития педагогического процесса (образования)
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни. На этой
основе педагогика разрабатывает теорию
и технологию его организации, формы и
методы совершенствования деятельности
педагога (педагогическая деятельность)
и различных видов деятельности учащихся,
а также стратегий и способов их взаимодействия.
Функции педагогической науки. Функции
педагогики как науки обусловлены ее предметом.
Это теоретическая и технологическая
функции, которые она реализует в органичном
единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется
на трех уровнях:
описательном или
объяснительном - изучение передового
и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния
педагогических явлений, успешности или
эффективности деятельности педагога
и учащихся, установление условий и причин,
их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные
исследования педагогической действительности
и построение на их основе моделей преобразования
этой действительности.
Прогностический уровень теоретической
функции связан с раскрытием сущности
педагогических явлений, нахождением
глубинных явлений в педагогическом процессе,
научным обоснованием предполагаемых
изменений. На этом уровне создаются теории
обучения и воспитания, модели педагогических
систем, опережающие образовательную
практику.
Технологическая функция педагогики предлагает
также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой
соответствующих методических материалов
(учебных планов, программ, учебников и
учебных пособий, педагогических рекомендаций),
воплощающих в себе теоретические концепции
и определяющих "нормативный или регулятивный"
(В. В. Краевский) план педагогической деятельности,
ее содержание и характер;
Модель - образец (эталон, стандарт).
преобразовательный, направленн
рефлексивный и корректировочный,
предполагающий оценку влияния результатов
научных исследований на практику обучения
и воспитания и последующую коррекцию
во взаимодействии научной теории и практической
деятельности.
3. задачи:
1) передача жизненного и культурного
опыта от старшего поколения к младшему;
2) сообщение научных открытий, передача
передового педагогического опыта и инноваций
широкой педагогической общественности;
3) управление работой педагогов-практиков;
4) поиск и разработка новых педагогических
знаний в области совершенствования 1,2,3.
По средствам достижения цели:
1) методы и приемы обучения или воспитания,
наглядные и технические средства;
2) научно-методические семинары, конференции,
распространение специальной литературы,
внедрение достижений науки и практики,
обмен опытом;
3) методы и приемы управления коллективом,
способы делегирования полномочий, коллективное
сотрудничество, индивидуальная работа
с педагогами, родителями, учениками;
4) методы научного познания (наблюдение,
эксперимент, моделирование, разработка
теорий и концепций, новых педагогических
технологий).
Результатом педагогического труда является
актуализация и развитие психических
новообразований у ученика, воспитанника
или у педагога, а также совершенствование
способов их деятельности.
Функции
Во взглядах
ученых на педагогику как в прошлом, так
и в настоящем времени существуют три
концепции. Представители первой из них
считают, что педагогика - междисциплинарная
область человеческого знания. Однако
такой подход фактически отрицает педагогику
как самостоятельную теоретическую науку,
т.е. как область отражения педагогических
явлений. В педагогике в этом случае оказываются
представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос, культура,
политика и др.).
Другие ученые отводят педагогике роль
прикладной дисциплины, функция которой
состоит в опосредованном использовании
знаний, заимствованных из других наук
(психологии, естествознания, социологии
и др.) и адаптированных к решению задач,
возникающих в сфере образования или воспитания.
При таком подходе
не может быть разработана целостная
фундаментальная основа для функционирования
и преобразования педагогической практики.
Содержание такой педагогики составляет
совокупность фрагментарных представлений
об отдельных сторонах педагогических
явлений.
Продуктивной для науки и практики, по
мнению В. В. Краевского, является только
третья концепция, согласно которой педагогика
- это относительно самостоятельная дисциплина,
имеющая свой объект и предмет изучения.
4.