Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:20, лекция

Описание работы

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика -- это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность.

Работа содержит 1 файл

педагогика тема3-4.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

Педагогическая наука  не может предусмотреть это бесконечное  множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает  практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует  типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал  педагогических средств, анализирует  условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого  богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого  индивидуального случая он действует  творчески [5, c. 34].

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая  направленность, выраженная в его  активной позиции при выстраивании  педагогического процесса;

2. Профессиональные  знания, дающие ему глубину, основательность,  осмысленность действий;

3. Педагогические  способности, обеспечивающие скорость  его совершенствования;

4. Педагогическая  техника, опирающаяся на знания  и способности, позволяет все  средства увязать с целью, сделать  педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной  педагогической теория и практики позволяет  установить, что в работе каждого  воспитателя, который стремится  стать мастером, повторяется ряд  типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил  группу умений, которые характеризуют  педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

- умение правильно  воспринимать те процессы, которые  происходят в мире детей, каждого  отдельного ребенка в различных  педагогических ситуациях;

- умение анализировать  соотношение «цель -- средства -- результат» применительно к выбору ситуации;

- умение организовывать  жизнь детей;

умение требовать  и доверять;

- умение быстро  ориентироваться и переключать  внимание;

- умение играть  с детьми;

- умение оценивать  ситуацию с различных сторон;

- умение из многообразия  педагогических фактов выделить  существенное;

- умение в случайном  факте увидеть существенное;

- умение в одной  и той же ситуации пользоваться  разнородными приемами воздействия;

- умение точно передавать  свои настроения, чувства и мысли  словом, мимикой, движениями[51].

заключил, что перед  ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько  наивно спросил:

Закончить мне хочется  словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[10, c. 54].

Педагогика - область  культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Заключение

Итак педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика - наука или  искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К  усвоению педагогики надо подходить  как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство  как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может  быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это  его путь - путь поиска, постоянного  беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

2. Объект, предмет и функции педагогики 
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Объект  - предмет познания и деятельности человека, субъекта. 
Психология - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. 
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отде льных социальных институтах, процессах, общественных группах

При таком подходе  не может быть разработана целостная  фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.  Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. 
Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина,  имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект  педагогики

А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о  специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают  объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной  из наук о человеке, педагогика изучает  целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. 
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики

Образование изучает  не только педагогика. Его изучают  философия, социология, психология, экономика  и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых  системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система  образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать  научно-техническому прогрессу и  социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий  подход, задается вопросом о целях  и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на  том  или  ином этапе развития общества и т.д.

Технология - совокупность знаний о способах средствах осуществления тех или иных процессов.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как  социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты  образования, связанные с повседневными  процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и  учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной  структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная  наука - педагогика. 
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. 
Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве. 
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: 
описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта; 
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся,  установление условий и причин, их обеспечивающих; 
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. 
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. 
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: 
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 
Модель - образец (эталон, стандарт). 
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 
рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3. задачи: 
1) передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему; 
2) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности; 
3) управление работой педагогов-практиков; 
4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствования 1,2,3. 
По средствам достижения цели: 
1) методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства; 
2) научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом; 
3) методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, родителями, учениками; 
4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий). 
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование способов их деятельности.

Функции

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.). 
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При таком подходе  не может быть разработана целостная  фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.  Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. 
Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина,  имеющая свой объект и предмет изучения.

4.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогика как наука