Педагогика и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные стороны психологии личности.

Содержание

Перечислите основные направления психологии как самостоятельной науки. Опишите наиболее понравившиеся вам направления (предмет исследования, представители)………………....……..3
Дайте определение воображению, какие вы знаете виды воображения………………………………………………………..5
Список использованной литературы……………………………………12

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 131.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 «ХАРЬКОВСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра «Педагогики и психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Перечислите основные направления психологии как самостоятельной науки. Опишите наиболее понравившиеся вам направления (предмет исследования, представители)………………....

 

 

…………..3

  1. Дайте определение воображению, какие вы знаете виды воображения……………………………………………………………….

 

…………..5

Список использованной литературы…………………………………….

…………12


 

 

 

 

1. Перечислите  основные направления психологии как самостоятельной науки. Опишите наиболее понравившиеся вам направления (предмет исследования, представители)

История развития психологии как самостоятельной  науки представляет собой поиск  своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его  «душевную жизнь». Будучи тесно связанной  с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении  этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время  являлись разные стороны психологии личности.

Важнейшими из направлений развития психологии являются следующие:

  • бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.
  • психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими.
  • гештальт-психология – направление, возникшее в немецкой психологии в первой половине прошлого века и выдвинувшее тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.
  • гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация создает значительные трудности  в изучении, использовании и приведении в единую систему знаний, полученных различными научными школами и направлениями. Следует заметить, что это не вина психологии, а ее беда, которая обусловлена  исключительной сложностью предмета ее исследования – психики человека.

Психоанализ Фрейда. «Поведение человека определяется его сознанием» - эту истину, казавшуюся до того непреложной, опроверг Зигмунд Фрейд.

Он не только открыл миру глубинный пласт неосознаваемых человеком стремлений, влечений и  желаний, но и показал, что они  могут серьезно отягощать жизнь, становясь причиной разнообразных  нервно-психических заболеваний. Фрейд, как он любил говорить, открыл миру «преисподнюю» психики.

Фрейд установил, что человек  не только может совершать неосознаваемые поступки, но и стремится обосновывать их, подыскивая им рациональную мотивацию. Это поведение человека он назвал рационализацией.

Открытие Фрейда легло  в основу изобретенного им, так называемого фрейдовского метода исцеления души, получившего официальное название психоанализа и ставшего первоисточником всей современной психотерапии.

Изобретение Фрейда не было принято современниками. Члены Венского психиатрического и нейрологического общества на заседании в 1896 г. единодушно встретили доклад ученого с ярым негодованием, а председательствовавший Крафт-Эббинг оценил выступление как  научные сказки. Фрейд, правда, не ретировался  и, назвав в ответ своих критиков ослами, послал их всех к черту.

После этого выступления  Фрейд оказался в полной изоляции от научного мира на целых 6 лет. Признание  наступило только 5 марта 1902 года, когда  император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении ему  звания профессора-ассистента.

Фрейд был на удивление  неутомимым врачом-практиком, до изнеможения  принимавшим своих пациентов, и  таким же неуемным и плодовитым ученым, оставившим миру значительное число  научных трудов.

Основные труды Фрейда: «Исследования истерии» (1895), «Толкование  сновидений» (1900), «Психопатология обыденной  жизни» (1901), «Остроумие и его отношение  к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «По ту сторону  принципа удовольствия» (1920), «Психология  масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Моисей  и монотеизм» (1939), «Очерк психологии» (1940).

Труды Фрейда изменили облик  психологии в XX веке, дополнив ее представления  принципиальными положениями устройства внутреннего мира человека, мира его  побуждений и переживаний, конфликтов между его желаниями и чувством долга, мира причин душевных надломов и иллюзорных представлений о  себе и окружающих.

Пришел Фрейд в наш мир 6 мая 1856 г. в маленьком городке Фрейберг на границе тогдашней Пруссии  и Польши, покинул его 23 сентября 1939 г. в Великобритании, куда бежал  с частью своей семьи от фашистов. Будучи к тому времени безнадежно больным (после операции по поводу рака ротовой полости), он попросил своего лечащего врача ввести ему смертельную дозу морфия.

 

2. Дайте определение  воображению, какие вы знаете виды воображения

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

  1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
  2. изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными её размерами и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
  3. соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
  4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
  5. мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
  6. переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
  7. мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
  8. создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

 

Рис. 2.1. Сущность и физиологические основы воображения

 

Физиологическую основу воображения  составляют остаточные следовые процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и  отрицательной индукции, анализа  и синтеза в корковых отделах  различных анализаторов. В итоге  этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие  места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом  опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Виды воображения.

Воображение представляет собой  отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать  на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

Внешнее и внутреннее пространства.

Вы задавались вопросом, где происходит действие сновидения? Что из себя представляет пространство сна и откуда оно  берется? Куда уходит ваше "Я" во время  сна?

Бытует мнение, что при засыпании, сознание человека путешествует в других измерениях и параллельных мирах, а  при пробуждении возвращается обратно  в тело. На самом деле все иначе.

Все дело в том, что мозг сам выстраивает  сцену событий. Любая наша деятельность связана с обработкой информации. Днем, во время бодрствования, наш  мозг получает информацию от органов  чувств физического тела. Обрабатывая  эти сигналы, мозг выстраивает картинку. Причем, воспринятая нами картина  мира не является объективной. Ведь она  построена нашим мозгом из сигналов физического тела. Наденьте «розовые очки» и взгляните вокруг. Картинка стала «розовой». Это не мир стал «розовым», а просто мы повлияли на зрительный сигнал. Так вот, воспринятая нами картина объективного мира это и есть внешнее пространство. Причем внешнее пространство не является объективной картиной мира. Мы воспринимаем далеко не все. Больше скажу, разные люди одно и то же воспринимают по-разному. Дворник, художник и грабитель, глядя на улицу, видят разные вещи. Внешние пространства для них иные. Это касается и материальных объектов. Для одного человека чтение сводится к "Гляжу в книгу - вижу фигу", а другой видит что-то интересное.

Ночью же мозг выстраивает картину  мира без использования сигналов органов чувств. Это и есть ваше внутреннее пространство или ваш внутренний план. То есть, днем мозг принимает сигналы и строит мир, а ночью мозг сам генерирует и строит картинку. В принципе, и внешнее и внутренне пространства являются голографическими. Все спрайты и объекты тоже являются голограммами, сгенерированными мозгом, на основе полученной информации. То есть, мир сновидений существует только в вас. Ничего из вас не выходит и не путешествует в других измерениях.

Подобный принцип построения мозгом голограмм объясняет, почему у ясновидящих  объективность не всегда 100%. Когда  человека просят посмотреть через стену  в соседнюю комнату, он не выходит  из тела. Мозг выстраивает картину  соседней комнаты, используя информацию. Если чего-то в информации не хватает, мозг достраивает голограммы сам. Мозг так же занимается декодированием информации. Отсюда и ошибки. Вне телесный опыт интересен, прежде всего, объективностью. В данном случае, объективная картина это то, что воспринимают, по крайней мере, два человека.

Почему декодирование вызывает ошибки, тоже легко пояснить на примере. Возьмите разных преподавателей одного и того же предмета в учебном заведении. Один преподносит информацию так, что  все кристально ясно и доходчиво. А другой, рассказывает таким образом, что ничего не понятно. Предмет то один, информация одна и та же, а каждый преподаватель доносит ее по-разному. По-разному воспринимают ее и студенты. Кому-то все ясно, а кто-то ничего не понял.

Позанимавшись осознанными сновидениями, вы увидите, что объективного там  мало. А объективность возникает  в двух случаях. Либо вы выстраиваете картинку на основе полной, достоверной  и правильно расшифрованной информации. Либо, если сами непосредственно были на месте событий. В физическом ли теле, в тонком, не суть важно. В тонком даже интереснее. Вот почему вне телесный опыт вообще, и астральная проекция в частности, представляют огромный интерес.

Хочу так же заметить, что фантазия, воображение и предсонные образы так же создаются на внутреннем плане. То есть, вы мысленно представляете себе какой-то предмет. Так вот он создается в вашем внутреннем пространстве. Ваши мыслеобразы это вполне реальные объекты. И видите вы их на своем внутреннем экране.

 

Виды воображения

Непроизвольное воображение, его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Информация о работе Педагогика и психология