Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:46, реферат
В своём реферате я хочу не только показать и осветить жизнь автора, идеи, смысл педагогики А. Дистервега, но также обозначить её актуальную гуманистическую направленность, её ценность и значимость в наши дни. Мне близки и понятны его идеи. Именно человеколюбие могло послужить вере в такие принципы воспитания человека, как принцип культоросообразности, обеспечения гармоничному развитию детей посредством только глубокого знания психологии и физиологии, и воспитанию самодеятельности, как высшей формы обучения и познания.
Введение................................................................................................................. 3
1 Глава. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег - «учитель немецких учителей», педагог-гуманист………………………………………………...…..4
1.1. Смысл гуманистической педагогики.….…... ………………..…......4-5
1.2. Жизненный и творческий путь А. Дистервега ………………..….6-10
2 Глава. Педагогика А. Дистервега. Принципы, правила…………….….……11
2.1. Принципы воспитания А. Дистервега………………………….…11-15
2.2. Дидактические правила …………………………..………….……16-20
Заключение…………………………………………………………………….....21
Список литературы………………………………………………………………22
2.1. Принципы воспитания А. Дистервега
Высказав мысль
о ведущей роли обучения в процессе
воспитания подрастающего поколения,
Дистервег пытался найти
Принцип природосообразности.
Природосообразность воспитания предполагает
определение возможного для данного
возраста и пола ребенка уровня развития
субъективных личностных свойств, на формирование
которых следует
Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. [1;238] «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, как вообще свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек, народ, могущие развиваться без помехи - счастливы, свободны. По мере сил содействовать всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельного человека» - говорит Дистервег. Также он подчёркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть развития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания является теорией возбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервег использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы против феодальной педагогики. В противоположность схоластической педагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересы детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.
Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием одновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современной педагогики» он писал: «Ничто не совершается против природы вещей, то же самое в мире детей. Поэтому современная педагогика старается понять законы естественного развития ребенка, чтобы помогать этому развитию с самого начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранении препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся к разумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которые показали себя в этом деле мастерами»
Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии, которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе изучения психологических особенностей детей и подростков [7;65]
2. Принцип культуросообразности означает организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Он писал, что «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». [4;748] Считая, что учитель и воспитатель всегда должны принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильному пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог. Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными, внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.
Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил культуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя и культура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворения физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Таким образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по его мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры. [7;67]
3. Принцип самодеятельности
Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег считал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и воспитания». [2;249]
Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни.
В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое, свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими, так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее сделаться господином, руководителем своей жизни» [7;66]
2.2. Дидактические правила
Формально дидактика
(от греческого didasko — учить, доказывать,
объяснять) определяется как отрасль
педагогики, исследующая научные
основы обучения и образования. Другое
определение дидактики — теория
обучения — также характеризует
ее как науку о способах и методах
целенаправленного процесса приобретения
или/и передачи знаний. Важным моментом
в этом определении является указание
на необходимость организации
Одна из важнейших
заслуг Дистервега в том, что он создал
дидактику развивающего обучения, сформулированную
в законах и правилах. В его
книге “Руководство к образованию
немецких учителей”, вышедшей в 1835 г.,
приводится обобщающая система дидактических
правил, направленных на обеспечение
наглядности и доступности
I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
1.Обучай природосообразно,
2.Руководствуйся при обучении естественными
ступенями развития подрастающего человека
3.Начинай обучение, исходя из уровня развития
ученика, и продолжай его последовательно,
непрерывно, без пропусков и основательно!
4.Не учи тому, что для ученика, пока он
это учит, еще не нужно, и не учи тому, что
для ученика впоследствии не будет более
нужно.
5.Обучай наглядно.
6.Переходи от близкого к далекому, от простого
к сложному, от более легкого к более трудному,
от известного к неизвестному.
7.Веди обучение не научным, а элементарным
способом.
8.Преследуй всегда формальную цель или
одновременно формальную и материальную;
возбуждай ум ученика посредством одного
и того же предмета, по возможности разносторонне,
и именно: связывай знание с умением и
заставляй его упражняться до тех пор,
пока выученное не сделается достоянием
подсознательного течения его мыслей.
9.Никогда не учи тому, чего ученик еще
не в состоянии усвоить.
10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали
того, что выучили.
11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать
для данного случая, а заложить общие основы
человеческого, гражданского и национального
образования.
12.Приучай ученика работать, заставь его
не только полюбить работу, но настолько
с ней сродниться, чтобы она стала его
второй натурой.
13.Считайся с индивидуальностью твоих
учеников.
II. Правила
обучения, касающиеся учебного материала,
1.Распределяй
материал каждого учебного
2.Задерживайся, главным образом, на изучении
основ.
3.При обосновании производных положений
возвращайся почаще к первоначальным
основным понятиям и выводи первые из
последних.
4.Распределяй каждый материал на известные
ступени и небольшие законченные части.
5.Указывай на каждой ступени отдельные
части последующего материала и, не допускай
существенных перерывов, приводи из него
отдельные данные, чтобы возбудить любознательность
ученика, не удовлетворяя ее, однако, в
полной мере.
6.Распределяй и располагай материал таким
образом, чтобы (где только возможно) на
следующей ступени при изучении нового
снова повторялось предыдущее.
7.Связывай родственные по содержанию
предметы.
8.Переходи от предмета к его обозначению,
а не наоборот.
9.Считайся при выборе метода обучения
с природой предмета.
10.Распределяй учебный материал не на
основе надуманных понятий, общих схем,
а всегда рассматривай его всесторонне.
11.Выводи последующие положения не посредством
общих действий, но развивай их из природы
предмета.
12.Содержание обучения должно соответствовать
уровню современной науки.
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
1.Проходи со
своими учениками предметы
2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением
твоего воспитанника.
3.Обучай культуросообразно.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя
1.Старайся сделать
обучение увлекательным (
2.Обучай энергично.
3.Заставляй ученика правильно устно излагать
учебный материал. Следи всегда за хорошим
выговором, отчетливым ударением, ясным
изложением и логическим построением
речи.
4.Никогда не останавливайся.
В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить
Информация о работе Педагогика А. Дистервега. Принципы, правила