Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:45, реферат
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности и высокое педагогическое мастерство, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Введение
Глава 1
1.Что такое творчество.
1.1 Виды и функции творчества.
1.2 Творчество и личность
1.3 Мотивация творчества
2. Что такое мастерство
Глава 2
1.Педагогическое творчество
1.1 Творческая личность в педагогике
1.2 Проявление педагогического творчества
1.3 Уровни творчества в педагогической деятельности
1.4 Новаторство, как инструмент педагогического творчества.
2.Педагогическое мастерство.
2.1 Сущность педагогического мастерства
Заключение
Список используемой литературы
Тема:
«Педагогическое творчество и мастерство учителя»
Содержание:
Введение
Глава 1
1.Что такое творчество.
1.1 Виды и функции творчества.
1.2 Творчество и личность
2. Что такое мастерство
Глава 2
1.Педагогическое творчество
1.1 Творческая личность в педагогике
1.2 Проявление педагогического творчества
1.3 Уровни творчества в педагогической деятельности
1.4 Новаторство, как инструмент педагогического творчества.
2.Педагогическое мастерство.
2.1 Сущность педагогического мастерства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности и высокое педагогическое мастерство, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.
Глава 1
1. Что такое творчество
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
1.1Виды и функции творчества
Существуют разные виды творчества:
иначе говоря, виды творчества
соответствуют видам
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
Творчество можно
«Личность характеризуется
активностью, стремлением субъекта
расширять сферу своей
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном[2], производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутренне
В наиболее острой форме
связь личностного и
Личность есть не субстанция, а творческий акт.[5]
В. Н. Дружинин пишет:
В основе творчества лежит глобальная
иррациональная мотивация отчуж
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Мастерство - умение, владение навыками в какой-либо области, высокое искусство выполнения чего-либо.
Глава 2
1. Педагогическое творчество
Чтобы разобраться в понятии педагогическое творчество нам надо дать определение термина педагогика.
Педагогика - наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов - реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Однако
суть педагогической профессии
не определяется совокупностью
заданий и предъявляемых ими
требований. Как и всякая другая
профессия, педагогическая
Педагогический
труд нетворческим не бывает,
и быть не может, ибо
Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Творчество обусловлено
Нередко творческую природу
Творческий
потенциал любого человека, в
том числе и педагога, характеризуется
рядом особенностей личности, которые
называют признаками
Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание -- ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог»- экономный и универсальный способ изучения наук. Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе, и не только то, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным.
1.1 Творческая личность в педагогике
Представляет
интерес типология творческой
личности, предложенная В.И. Андреевым,
которая может быть
Теоретик-логик
- это тип творческой личности,
для которого характерна
Теоретик-интуитивист
характеризуется
Практик
(экспериментатор) всегда
Организатор
как тип творческой личности
обладает высоким уровнем
Инициатор
характеризуется
Творческая деятельность
учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется
в двух основных формах: применение
известных средств в новых
сочетаниях к возникающим в
Информация о работе Педагогическое творчество и мастерство учителя