Педагогическое творчество и мастерство учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности и высокое педагогическое мастерство, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Содержание

Введение
Глава 1
1.Что такое творчество.
1.1 Виды и функции творчества.
1.2 Творчество и личность
1.3 Мотивация творчества
2. Что такое мастерство
Глава 2
1.Педагогическое творчество
1.1 Творческая личность в педагогике
1.2 Проявление педагогического творчества
1.3 Уровни творчества в педагогической деятельности
1.4 Новаторство, как инструмент педагогического творчества.
2.Педагогическое мастерство.
2.1 Сущность педагогического мастерства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат педагог.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Тема:

«Педагогическое творчество и мастерство учителя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

Содержание:

Введение

Глава 1

1.Что такое творчество.

1.1 Виды и функции творчества.

1.2 Творчество и личность

1.3 Мотивация творчества

2. Что такое мастерство

Глава 2

1.Педагогическое творчество

1.1 Творческая личность в педагогике

1.2 Проявление педагогического творчества

1.3 Уровни творчества в педагогической деятельности

1.4 Новаторство, как инструмент педагогического творчества.

2.Педагогическое мастерство.

2.1  Сущность педагогического мастерства

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

Введение

 

      Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности и высокое педагогическое мастерство, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

      Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

Глава 1

1. Что такое творчество

 

  Творчество  — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

 

1.1Виды и функции творчества


Существуют  разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • философское
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора  человека и феномена интеллигенции  Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

1.2 Творчество и личность

Творчество можно рассматривать  не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется  активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…».[1] Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном[2], производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество  — это процесс объективации внутреннего мира человека[3][4]Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме  связь личностного и творческого  раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.[5]

1.3 Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.[6]

Таким образом, через  творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует  себя.

2. Что такое мастерство.

Мастерство - умение, владение навыками в какой-либо области, высокое искусство выполнения чего-либо.

 

Глава 2

1. Педагогическое творчество

    Чтобы разобраться в понятии педагогическое творчество нам надо дать определение термина педагогика.

   Педагогика - наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);    

Педагогика - одна из интереснейших  социальных дисциплин, которая имеет  дело с самыми широкими социальными  процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов - реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.

       Однако  суть педагогической профессии  не определяется совокупностью  заданий и предъявляемых ими  требований. Как и всякая другая  профессия, педагогическая оказывает  влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

       Педагогический  труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы  обучаемые, обстоятельства, личность  самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

      Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

       В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

        Творчество обусловлено творческим  потенциалом личности, который, если  вести речь о педагоге, формируется  на основе накопленного им  социального опыта, психолого-педагогических  и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих  находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

        Нередко творческую природу труда  педагога выводят из умозаключения:  педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

      Творческий  потенциал любого человека, в  том числе и педагога, характеризуется  рядом особенностей личности, которые  называют признаками творческой  личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

  Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание -- ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог»- экономный и универсальный способ изучения наук. Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе, и не только то, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным.

 

 

1.1 Творческая личность в педагогике

 

       Представляет  интерес типология творческой  личности, предложенная В.И. Андреевым,  которая может быть распространена  и на педагогов.

       Теоретик-логик  - это тип творческой личности, для которого характерна способность  к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

       Теоретик-интуитивист  характеризуется высокоразвитой  способностью к генерированию  новых, оригинальных идей, люди  такого типа творческих способностей  — это крупные изобретатели, создатели  новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

       Практик  (экспериментатор) всегда стремится  свои новые оригинальные гипотезы  проверить экспериментально. Люди  этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

     Организатор  как тип творческой личности  обладает высоким уровнем развития  способностей к организации других, коллектива для разработки и  выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

     Инициатор  характеризуется инициативностью,  энергичностью, особенно на начальных  стадиях решения новых творческих  задач. Но, как правило, они  быстро остывают или переключаются  на решение других творческих  задач.

 

1.2 Проявление педагогического творчества

Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых  сочетаниях к возникающим в образовательном  процессе педагогическим ситуациям  и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления, возможно, определить посредством алгоритма или при помощи - эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

Информация о работе Педагогическое творчество и мастерство учителя