Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:49, доклад

Описание работы

В концепции личностно ориентированной педагогики понятие "учебно-воспитательный процесс" ("педагогический процесс ") сознательно заменено понятием "процесс педагогического взаимодействия".
Учебно-воспитательный процесс" в своей сущности является процессом авторитарного управления и контроля за педагогом поведения учащихся.

Работа содержит 1 файл

Педагогическое общение.doc

— 61.50 Кб (Скачать)


Понятие о процессе педагогического взаимодействия

 

В концепции личностно ориентированной педагогики понятие "учебно-воспитательный процесс" ("педагогический процесс ") сознательно заменено понятием "процесс педагогического взаимодействия".

Учебно-воспитательный процесс" в своей сущности является процессом авторитарного управления и контроля за педагогом поведения учащихся. Отечественная педагогика советского периода пользовалась понятием "педагогическое взаимодействие",трактуя его как "взаимную активность и сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе". Реальный характер "активности и сотрудничества" в процессе педагогического взаимодействия в советской школе был пронизан духом контроля и диктата над учеником.

 

Активность и сотрудничество со стороны воспитуемых чаще всего было вынужденным, поскольку именно педагог определял ЧЕМ,КАК, ДЛЯ ЧЕГО надо заниматься на уроке,после урока,на каникулах и т.д. Но и сам педагог также не был свободен в выборе содержания и методов своей деятельности. Сейчас мы даем другое определение педагогического взаимодействия, сущность и содержание.

Педагогическое взаимодействие есть взаимосвязанный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками, ведущий к развитию познавательной деятельности,интеллекта , эмоций, воображения,к формированию и совершенствованию социально значимых качеств личности его участников.

Воздействие -целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому.

Любое взаимодействие людей между собой подразумевает общение и совместную деятельность. Процесс педагогического взаимодействия также состоит из двух составных частей :педагогического общения и совместной деятельности педагогического содержания.

Принципиальными характеристиками данных составляющих есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности.

Равенство в общении обеспечивается ,во-первых, взаимным уважением к личности участников общения,а во-вторых, -диалектическим принципом самого процесса общения -обучая и развивая учеников, сам педагог обучается и развивается с помощью своих воспитанников. 

Партнерство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, но осуществление практических  действий этих сторон в интересах всех участников.

 

 

 

 

 

Понятие об общении

 

Педагогическое взаимодействие ,в ходе которого осуществляются взаимосвязанные процессы воспитания и обучения, происходит в общении его участников и в их совместной деятельности. 

Вопросами общения -его сущности, функциями, уровнями и закономерностями -занимается психология, но ,что касается педагогики нам необходимо определить воспитательную и обучающую роль общения в развитии личности.

Общение -сложный многофакторный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в их совместной деятельности, что делает само общение также потребностью.

Нет общения между людьми без некой совместной деятельности, равно как и нет совместной деятельности без каких-либо признаков общения между людьми в этом процессе.

Следует запомнить, что общение и совместная деятельность есть один из важнейших социальных потребностей человека, удовлетворение которых и обеспечивает само взаимодействие между людьми. 

 

Функции общения

 

Общение как основа, в данном случае педагогического, взаимодействия выполняет несколько основных функций :

1. Контактная -установление контакта как обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержание взаимоориентированной связи между участниками взаимодействия. 

2. Информационная -обмен сведениями,а также мнениями, замыслами, решениями между участниками взаимодействия.

3. Побудительная -стимулирует активность других на выполнение определенных действий.

4. Координационная -обеспечивает взаимное ориентирование участоков общения и согласованность их действий в совместной деятельности.

5. Функция понимания -обеспечивает не только адекватное восприятие и понимание смысла информации, но и понимание намерений,установок , переживаний, состояний партнеров по взаимодействию.

6. Амотивная -возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение его состояния, а также изменение с его помощью собственных эмоциональных переживаний и состояний.

7. Установление отношений -осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и прочих связей общества.

8. Оказание влияния -изменение состояния, поведения, намерений, установок, представлений, мнений, установок, потребностей, решений, действий и т.д.

 

Воспринимая все функции в их комплексной и взаимодополняющей сущности,можно сказать, что все они в целом выполняют одну,но сложную интеграционную задачу -способствуют установлению  отношений между людьми и оказанию влияния на изменение этих отношений, на их развитие, совершенствование , а также на плодотворность и эффективность всего педагогического взаимодействия. Внешне функции общения проявляются в поведении педагога и при оптимальной их действенности в педагогическом взаимодействии показывают отношение педагога к уроку, к детям,к самому себе и уже тем самым оказывают влияние на поведение учащихся.

Данные функции общения могут проявляться в педагогическом взаимодействии в их полном составе (полноценное и разносторонее общение), в неполном их виде (односторонее общение ), а также в различных сочетаниях между собой.

 

3.    Уровни общения

 

Общение как условие и форма жизнедеятельности человека проявляется на различных уровнях, показывающих сущность, содержание, цель и направленность общения.

 

Конвенциональный -оптимальный уровень общения, своеобразная точка отсчета взаимодействия людей между собой ,где проявляется рассудительность, вежливость, малая эмоциональная вовлеченность (особенно отрицательных эмоций) и , соответственно, зависимость общения и действий от эмоционального состояния. Общение сдержанное, немногословное, но достаточно содержательное.

 

Примитивный -партнер по общению воспринимается как неодушевленное лицо, предмет, который нужно заставить что-то  сделать, его мысли его чувства никого не интересуют. Характерен краткостью, грубостью, бедностью словарного запаса, навязчивостью и т.д.Находится ниже конвенционального уровня, являя тем самым бедность, убогость,а то и унизительный для обеих сторон характер общения.

 

Манипулятивный -тот же примитивный,но "разукрашенный" различными методами и приемами уговаривания и других видов воздействия.Отношение к партнеру как к некому сопернику, над которым следует обязательно одержать победу и получить материальный или психологический выигрыш. Манипулятору важен результат,а партнер для него как кукла :куда хочу -туда верчу. В сущности, общение на этом уровне не искренее, фальшивое, а то и просто является обманом доверчивого собеседника. Манипулирование партнером может происходить как сознательно, так и бессознательно в силу устоявшейся привычки манипулировать людьми.

 

Стандартизированный - "контакт масок ". Взаимодействуют не живые люди,а то,что в данный момент они хотят из себя показать в силу тех или иных причин -обида на партнера, лень общаться, страх общения, недоверие, желание поскорее избавиться от партнера по общению и т.д. И тогда появляются маски -безучастности, агрессии, вежливости, грубости и т.д. Характерно : экономия сил, быстрая узнаваемость "маски " и моментальное реагирование на том же стандартизированном уровне. Люди как бы надевают маски подходящих им социальных стереотипов поведения. Восприятие человека в маске и последующее суждение о нем легковесно и очень часто ошибочно, так как маска надета именно для того, чтобы партнер не разглядел истинного состояния маскирующегося.

 

Деловой -личные симпатии и интересы отодвинуты на второй план,если мешают некой деятельности. На первый план поставлено дело,ради которого и происходит общение. Характерен эмоциональной сдержанностью. 

 

Игровой -самый эмоционально яркий и разнообразный уровень общения. Партнеры должны быть знакомы между собой и в процессе общения не изображают какую-нибудь эмоцию, чувство, а лишь усиливают уже имеющееся чувство, особенности отношений между ними. Характерны яркие, богатые по содержанию искренние эмоции, чувства, отношения. Иногда принимает форму абсурда, шутки, доводя, тем не менее, нужную информацию до сведения партнера.

 

Духовный -один из партнеров или оба есть носители некой идеи, которая захватывает их полностью. Характерен ощущением единомыслия, согласия с партнером по общению и даже благоговения перед ним. По содержанию сходен с деловым общением, но эмоциональная окраска гораздо ярче, выразительнее, а качественный уровень такого общения выше и благороднее. 

 

 

4. 

Общение человека на любом из этих уровней общения обуславливается, конечно, самими обстоятельствами, в которых происходит общение,но в значительной степени зависит от самого человека, от его культурности, образованности и особенностей его индивидуально-личностных черт. Сюда же можно добавить еще и знание основ психологии, педагогики, психотерапии как законов воздействия на самого себя и окружающих. Судите сами , общаться с человеком на примитивном уровне довольно сложно, так как он не видит и не слышит партнера по общению, он вообще не воспринимает другого как личность и до конца не понимает, что в реальности происходит вокруг него. Поэтому уклониться от общения с кем либо на примитивном уровне иногда бывает полезнее , чем вступать в подобное общение, доказывая такому человеку его неправоту или пытаясь его образумить. В таких случаях начинают уподобляться этому человеку, действуя, в сущности, так же, как и он сам.

При общении с манипулятором всегда полезнее не поддаваться на его манипуляции, как бы привлекательны эти действия ни были или к каким бы Вашим высоким чувствам манипуляторы ни обращались.

Что же касается уровней "высокого общения ", то для того, чтобы успешно общаться на них , необходима определенная подготовленность, которая обеспечивается высокой общей культурой человека, его интеллектуальным и эмоциональным развитием, и многим другим.

 

 

 

5. Стереотипы общения.

 

Стереотип поведения - относительно устойчивый и упрощенный образ действия человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщенного личного опыта индивида и нередко его ошибочных , предвзятых представлений о происходящем. 

Выделяют четыре общих, наиболее распространенных стереотипа поведения в общении, сущность которых как раз и состоит в том, что они препятствуют достижению плодотворного и взаимовыгодного общения, ведущего к эффективным результатам. Эти стереотипы существуют в нашей жизни повсеместно, но мы рассмотрим их с позиции проявления в педагогическом взаимодействии.

Стереотипное поведение педагога -это его заданное, неживое поведение, ограниченное узким пространством проявления его отношений с бедным набором действий. По сути, это та же маска, которую он надевает, когда недоволен общением или боится его, неуверен в себе ,в правильности своих действий, в возможной ответной реакции детей и т.п.

1. Обвинитель.

Учитель абсолютно уверен в своей правоте и воспринимает других ими виновников всего того негативного, что происходит в классе. Речь изобилует нападками на всех и вся, голос громкий, не терпящий возражений, движения энергичные, тон обвиняющий. Это худшая разновидность делового уровня общения, когда все неудачи конкретного дела на уроке приписываются ученикам.

2. Жертва.

Учитель принижен собственными же словами и их интонацией, с помощью которых он сетует на свою нелегкую долю, свои ошибки и недочеты, приведшие к каким-либо неприятностям. Он как бы защищается от нападок со стороны, и вся его мимика, жесты и поза показывают приниженность, униженность, вину. Однако, надев маску жертвы, учитель достаточно быстро ее сбрасывает, так как , по его глубокому убеждению , учитель никогда не может быть униженным учениками и неуловимо быстро превращается в Обвинителя, адресуя уже детям упреки и обвинения в имевших место неприятностях. Собственно, именно этот переход из одного состояния в другое и показывает стереотипность, заданность и неискренность поведения "жертвы ". Общение происходит на манипулятивном уровне.

 

 

3. Робот

Учитель недоволен своими отношениями с классом. Возможно, он считает себя обиженным поведением детей, которые не оценили его стараний, труда и вызывали, тем самым, отрицательные переживания в нем. Учитель решает ,что все его негативные переживания и плохое настроение происходят оттого, что он слишком чувствителен. Поэтому -решает учитель -надо избегать переживаний и не принимать ничего близко к сердцу. Он начинает вести себя как безчувственный робот, его речь выстрадано нейтральная, безликая и не эмоциональная, все тело напряжено, а разум озабочен только одним -ни в коем случае не показывать никаких чувств, которые вызывают в нем действия его учеников. Общение происходит на искаженном стандартизированном уровне. 

Информация о работе Педагогическое общение