Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

                   Стили педагогического общения,  их формирование и сравнительная  эффективность.

   Общепринятой  классификацией стилей педагогического  общения является их деление  на авторитарный, демократический  и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.)

Виды стилей педагогического  общения

Перспективные: общение  на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.

Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

 

   Стиль общения  есть устойчивая форма способов  и средств взаимодействия людей  друг с другом, в данном случае  педагогического. Под стилем общения  В.А. Канн-Калик понимает «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся». В стиле общения, по мнению В.А. Канн-Калика, «находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического коллектива».

Стиль общения педагога с детьми категория социально  и нравственно насыщенная. Она  воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

В.А. Канн-Калик выявил наиболее распространенные стили педагогического общения, самым плодотворным из которых, по его убеждению, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Достаточно продуктивным, считал Канн-Калик, является и стиль  педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения рассматривается как предпосылка успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения, так как дружеское расположение важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом тесно связанны между собой. Увлеченность общим делом источник дружественности и одновременно дружествен¬ность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

Довольно распространенным является общение-дистанция. Этот стиль  общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Однако и здесь следует соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции, по мнению В.А. Канн-Калика, «ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете».

  Общение-дистанция,  по Канн-Калику, является переходным  этапом к такой негативной  форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения, к которому  также иногда обращаются начинающие  учителя, связан в основном  с неумением организовать продуктивное  общение на основе увлеченности  совместной деятельностью. Ведь  такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко  идет по линии наименьшего  сопротивления, избирая общение-устрашение  или дистанцию в крайнем ее  проявлении.

    Не менее  отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание, также характерное в основном для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

     Общение-заигрывание,  как показывают наблюдения В.А.  Канн-Калика, «возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками».   

     Такие  стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы  общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

     Характер  общения педагога с воспитанниками  в значительной степени зависит  от стиля педагогического руководства,  который, по существу, является  и стилем общения.

    Под стилем  руководства И.А. Зимняя понимает  специфическую систему «способов  воздействия на школьников со  стороны учителя или воспитателя». В стиле отражаются характерная  для педагога манера обращения  к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя.

    Стиль  руководства проявляется также  в особенностях использования  педагогом поощрений и наказаний к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определенной дистанции общения.

     Стиль  руководства И.А. Зимняя характеризует  различными параметрами, и, прежде  всего таким, как тон речевого обращения к школьникам, который может быть доброжелательным, безразличным или официальным. Другой его характеристикой является форма обращения: приказ, требование, совет, просьба. 
 
 

                               Заключение

Одна из сложных  проблем современной школы - проблема педагогического общения.

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого  процесса, организуя его и управляя им. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

      Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. 
 
 
 
 

                                        Содержание

  Введение

  Роль и место педагогического общения в структуре педагогической деятельности учителя.

    Структура педагогического общения.               

   Стили педагогического общения, их формирование и сравнительная эффективность.

   Заключение

   Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Министерство образования Республики Саха (Якутия)

      Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

                                   Педагогический институт

                       Кафедра «Социальной педагогики» 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

    «Педагогическое  общение в структуре деятельности  учителя» 
 
 
 

    
 

                                                                                             Выполнила студентка

             Заочного отд. СП-06

                                                                  Васильева Тася

                                  Проверила:

                     Никифорова Т.И.

                     Список использованной литературы

  1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  2. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. Глава 23. с. 458—482.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя