Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

                                          Введение

Важнейшим аспектом обновления российского образования  является гуманизация - направленность на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, максимальный учет их индивидуальных, возрастных и половых особенностей, уважение личности детей, создание условий  для развития их способностей. Гуманизация  предполагает и изменение характера  педагогического общения, демократизацию школьной среды.

    Педагогическое  общение — профессиональное общение  преподавателя с учащимися в  целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися  и управление общением в детском  коллектив.

    Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. 

   Обновление  российской школы в последние  десятилетия при опоре на принципы  гуманизации и демократизации  оказало позитивное влияние на  учебно воспитательный процесс,  способствуя созданию условий  для формирования самостоятельной,  свободной, творческой личности  современного школьника. Общение  между педагогом и учениками  стало более непринужденным. Современные  школьники стали более свободны  по сравнению со своими предшественниками  в выражении собственного мнения, в поступках, не признавали  безоговорочно правоту старших,  не склонялись к безмолвному  подчинению взрослым. Данные позитивные  изменения, тем не менее, вызвали  серьезную озабоченность педагогов.

 Таким образом,  актуальным представляется исследование  проблем педагогического общения  молодых учителей. Высокая социальная  значимость профессии учителя  и ее массовость делают необходимым  постоянное изучение механизмов  профессионального и личностного  становления начинающих педагогов.  Проблемам профессиональной подготовки, профессионального педагогического  общения и личностного развития  учителя посвящены многочисленные  психолого-педагогические исследования. К первой группе относятся  работы, исследующие теоретические  основы педагогического общения  - исследования В.А. Канн-Калика  «Учителю о педагогическом общении», А.А. Лобанова «Основы профессионально-педагогического  общения», Т.Н. Волковой «Педагогическое  общение» и др.

      Большое  внимание психологи и педагоги  уделяют исследованию трудностей  педагогического общения (А.А.  Бодалев «Проблемы общения и  воспитания», А.К. Маркова в  «Психология труда учителя», Л.Н.  Пантюхина «Затруднения педагогов  в общении с детьми», Л.А.  Поварицына «Психологический анализ  трудностей общения», И.А. Уманская  «Педагогическое стимулирование  преодоления затруднений взаимодействия старшеклассников с педагогами», Е.В. Цуканова «Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности» и др.).

      Цель  работы рассмотреть проблемы  эффективного общения педагога.

     Гипотеза  исследования наибольшие затруднения  в педагогическом общении испытывают  молодые учителя, что снижает  эффективность педагогической деятельности.

        Роль и место педагогического общения в структуре педагогической деятельности учителя.

     Общение  процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Вне какой-либо деятельности общение невозможно.

        Учитель одна из самых сложных  профессий, требующих большой  самоотдачи, преданности, даже жертвенности. Общество предъявляет к учителю более высокие требования, чем к людям других профессий. Труд учителя это:

    каждодневная  работа с учащимися в школе  и вне ее;

    регулярная  работа над собой (накопление и обновление знаний, умений, навыков);

    систематический  самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым);

  общение с  разными по характеру и способностям  детьми;

  общение с  непохожими друг на друга родителями, каждый из

 которых считает  только своего ребенка идеальным.  Учитель это:

член педагогического  коллектива;

член методического  объединения учителей-предметников;

творчески работающий учитель это член творческой группы и методического совета.

  Человек реализует  в общении определенные цели  деятельности, и при этом он  хочет быть верно услышанным, понятым. 

     Вся  педагогическая деятельность сопряжена  с различными способами и формами  общения, которые учитель, прежде  всего, выстраивает в своей голове. Таким образом, в деятельности учителя наблюдается большой субъективизм, при наличии которого трудно определить уровень профессиональной культуры учителя. Тем не менее существуют общие законы и принципы общения, без которых индивидуальность не сможет быть таковой. Содержание и уровень развития профессионального общения учителя предопределяется содержанием его педагогической деятельности.

      Чем  более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообразным выступает общение, т. е. педагогическая деятельность предопределяет границы и способы общения. Она задает его направленность, характер и виды. Профессиональная педагогическая деятельность формирует и требования к общению, обусловливающие уровни его культуры.

       В профессиональном общении учителя  всегда можно выделить два  тесно взаимосвязанных друг с  другом звена.

      Во-первых, это общие принципы (основания)  общения, заложенные самим характером  общественного строя, унаследованные ценности прошлого, в которых реализуются педагогическая деятельность учителя, единые цели обучения и воспитания.

      Во-вторых, это индивидуальные принципы (основания)  общения, его стиль совокупность  конкретных примеров и средств,  которые учитель своеобразно,  в зависимости от конкретных условий и возможностей обучения и воспитания реализует в своей деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, профессионального опыта, способностей и умений.

   Отсутствие  того или иного звена в содержании учительской деятельности не может свидетельствовать об уровне профессионализма или профессиональной культуры общения.

     По  утверждению В. А. Канн-Калика, общение педагогов с учащимися это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия».

     По  определению А.А. Лобанова «профессионально-педагогическое  общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности».

       Это понятие несколько шире понятия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе. «Педагогическое общение, отмечает А.А.Леонтьев, это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное)  на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

     Профессионально-педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса. В широком контексте педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

       По мнению А. Лобанова «профессионально-педагогическое  общение это всегда целенаправленный  процесс. Цели такого общения заключаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) «читать» и понимать как свое поведение, так и поведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества».

      По  функциям, педагогическое общение  можно разделить на контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся.

       Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе. В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

                  Структура педагогического общения.

Взаимодействие учителя  с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов.

       В структуре педагогического  общения А.А. Лобанов выделяет ряд этапов:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной другой аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
  2. Организация непосредстенного общения с классом, аудиторией в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

    Коммуникативный компонент — обмен информацией  между субъектами общения.

Интерактивный компонент  — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

Перцептивный компонент  — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Условия эффективности  педагогического общения 

Условия эффективности  педагогического общения в общем  виде сформулировал А. А. Бодалёв.

Общение становится педагогически эффективным, если оно  осуществляется в соответствии с  единым гуманистическим принципом  во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных  учреждениях и др.

Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с  ними.

 Качества личности  учителя, значимые для продуктивного  общения

Глубокое значение психологии другого человека (его  ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

Социальная установка  на человека (аттракция).

Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

Воспитанность эмоциональной  сферы: умения сопереживать и сочувствовать  — готовность к эмпатии.

Самопознание и  самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться  на другого человека, выбирать соответствующий  способ поведения.

Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы  коммуникации. Владения техникой общения. 
 
 

Информация о работе Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя