Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:48, реферат
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Важнейшим аспектом обновления российского образования является гуманизация - направленность на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, максимальный учет их индивидуальных, возрастных и половых особенностей, уважение личности детей, создание условий для развития их способностей. Гуманизация предполагает и изменение характера педагогического общения, демократизацию школьной среды.
Педагогическое
общение — профессиональное
Педагогическое
общение — это многоплановый
процесс организации,
установления и развития коммуникации,
взаимопонимания и взаимодействия между
педагогами и учащимися, порождаемый целями
и содержанием их совместной деятельности.
Обновление
российской школы в последние
десятилетия при опоре на
Таким образом,
актуальным представляется
Большое
внимание психологи и педагоги
уделяют исследованию
Цель работы рассмотреть проблемы эффективного общения педагога.
Гипотеза
исследования наибольшие
Роль и место педагогического общения в структуре педагогической деятельности учителя.
Общение процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Вне какой-либо деятельности общение невозможно.
Учитель одна из самых сложных профессий, требующих большой самоотдачи, преданности, даже жертвенности. Общество предъявляет к учителю более высокие требования, чем к людям других профессий. Труд учителя это:
каждодневная работа с учащимися в школе и вне ее;
регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений, навыков);
систематический самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым);
общение с
разными по характеру и
общение с
непохожими друг на друга
которых считает
только своего ребенка
член педагогического коллектива;
член методического
объединения учителей-
творчески работающий учитель это член творческой группы и методического совета.
Человек реализует в общении определенные цели деятельности, и при этом он хочет быть верно услышанным, понятым.
Вся
педагогическая деятельность
Чем более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообразным выступает общение, т. е. педагогическая деятельность предопределяет границы и способы общения. Она задает его направленность, характер и виды. Профессиональная педагогическая деятельность формирует и требования к общению, обусловливающие уровни его культуры.
В профессиональном общении
Во-первых,
это общие принципы (основания)
общения, заложенные самим
Во-вторых,
это индивидуальные принципы (основания)
общения, его стиль
Отсутствие того или иного звена в содержании учительской деятельности не может свидетельствовать об уровне профессионализма или профессиональной культуры общения.
По утверждению В. А. Канн-Калика, общение педагогов с учащимися это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия».
По
определению А.А. Лобанова «
Это понятие несколько шире понятия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе. «Педагогическое общение, отмечает А.А.Леонтьев, это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».
Профессионально-педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса. В широком контексте педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».
По мнению А. Лобанова «
По функциям, педагогическое общение можно разделить на контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся.
Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе. В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.
Структура педагогического
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов.
В структуре педагогического общения А.А. Лобанов выделяет ряд этапов:
Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
Интерактивный компонент
— общая стратегия
Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Условия эффективности
педагогического общения
Условия эффективности
педагогического общения в
Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
Если обеспечивается
усвоение необходимых психолого-
Качества личности
учителя, значимые для
Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
Социальная установка на человека (аттракция).
Безусловное принятие
ребёнка — принцип
Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
Коммуникативные умения
— умения вступать в общения, выбирать
или создавать новые способы
коммуникации. Владения техникой общения.
Информация о работе Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя