Педагогическое мастерство Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:31, реферат

Описание работы

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так ив практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Работа содержит 1 файл

Сухомлинский.docx

— 33.12 Кб (Скачать)

  При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается – психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского внимания достаточно для того ,чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем.

  В.А. Сухомлинский  твердо убежден, что все в человеке закладывается в детстве и отрочестве, закладывается и в семье и в школе. Именно так формировался талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные раннем детстве ошибки. Терпимость к детским шалостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научные знания и знания человеческие

  Труд и культура, вся жизнедеятельность современного  человека с каждым годом все  больше зависят от уровня его  духовности, нравственной позиции.  Обучение не дает желаемых  результатов, если учитель ставит  на первое место перед учеником  цель: «Выучить и запомнить!».  Чем большей мере на первое  место выделяется эта задача, тем больше она захватывает  внутренние силы ученика, тем  дальше отходит на первый план  задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен – она  невольно уничтожает основные  идеи учебного предмета. Уповать  только на заучивание готовых  формул, на простое увеличение  идейного или нравственного содержания  в изучаемых предметах и тем,  самым  надеяться, что мы  решим все задачи по формированию  всесторонне развитой личности, было бы слишком простым упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека.

  Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель  не умеет выбирать из сокровищницы  языка как раз те слова, которые  необходимы, чтобы найти путь  к сердцу ребенка,  если в  процессе воспитания норм морали  и нравственности мы не вызываем  положительных эмоций. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызвал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая  к активной деятельности.

  В воспитательной  работе важно и содержание  материала , и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становиться их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет».

  Именно в этом  В.А. Сухомлинский видит высшее  предназначение педагога.

  

Трудовое  воспитание

  Сухомлинский  неоднократно отмечал плодотворное  взаимовлияние физического и  умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

  Очень важным  моментом в системе трудового  воспитания В.А. Сухомлинского  является и положение о том,  что труд позволяет наиболее  полно и ярко раскрыть природные  задатки и склонности ребенка.  Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд даст лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких – то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, нужна искра.

  Сущность гармонического  развития личности Сухомлинский  считал в неразрывной связи  трудового воспитания с другими  сторонами воспитания – нравственного,  эстетического, интеллектуального,  физического. К этому выводу  Василий Александрович пришел  благодаря собственному труду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  «На любви  к детям держится мир». Во все  эпохи лучшие педагоги считали  именно эту мысль главной в  деле воспитания. Василий Александрович  Сухомлинский из их числа. «Что самое главным было в моей жизни? Без раздумий отвечаю:  любовь к детям » - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее не только красивый литературный оборот, а чистая правда.

  Все, что мы  называем воспитанием, есть великое  творчество повторение себя в  человеке.

  Учителя и  учеников должна объединять духовная  общность ,при которой забывается ,что педагог – учитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

  В своем последнем  напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной , В.А.  Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых не мог одолеть человек.  Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам не преодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

  В этих словах  весь В.А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. «Об идеалах В.А. Сухомлинского», М., 1991
  2. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем… », М., 1986
  3. Сухомлинский В.А. « О воспитании », М., 1979
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение

Биография Василия  Александровича Сухомлинского

Взгляды Сухомлинского  на поощрение и наказание

Воспитание человеческих потребностей

К прекрасному через  прекрасное

Научные знания и  знания человеческие

Трудовое воспитание

Заключение

Список литературы 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Московский  Областной Педагогический Колледж 
 

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ 

на тему:

«Педагогическое мастерство

Сухомлинского В.А.» 
 

Выполнила      

студентка 121 группы

Асташина М.В. 
 
 
 

2010

Информация о работе Педагогическое мастерство Сухомлинского