Педагогическое мастерство Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:31, реферат

Описание работы

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так ив практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Работа содержит 1 файл

Сухомлинский.docx

— 33.12 Кб (Скачать)

Введение

  «Верьте в  талант  в творческие силы каждого  воспитанника!». Эти слова одного  из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского- можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики обогащение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «силы и возможности воспитания неисчерпаемы».

  Творчество Сухомлинского  с каждым годом привлекает  все пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так ив практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап  в развитии отечественной педагогической мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Василия Александровича Сухомлинского

  Родился Василий  Александрович 28 сентября 1918 года  в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.

  Отец Сухомлинского  был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский технику, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении он учился всего два года, а в 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Заем перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1939 году. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску.

  Окончив институт, Сухомлинский возвращается в  родные места и работает преподавателем  украинского языка и литературы  в Онуфриевской средней школе.

  В 1941 году добровольцем  уходит на фронт. В 1942 году  получает ранение , проходит лечение в госпитале на Урале, признается негодным для фронта. Его назначают директором средней школы в Уфе. После войны он возвращается на родину и становится заведующим районо.

  В 1948 году Сухомлинский  становится директором Павлышевской средней школы и руководит ее в течении 22 лет до конца своих дней.

  Сухомлинскому  потребовались десятилетия , чтобы сформулировать свои педагогические принципы и педагогические убеждения. Но когда наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В. А. Сухомлинского не стало.

  За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, медалями СССР. С 1958 года член - корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 года Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюр, более600 статей,1200 рассказов и сказок.

  Все труды  Сухомлинского дают убедительное  представление не только о  разносторонности педагогических  подходов Сухомлинского, но и  о цельности всего его педагогического  мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взгляды Сухомлинского на поощрение и наказание

В. А. Сухомлинский –  достойный наследник гуманистической  традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский понимал гораздо глубже в отличие от своих предшественников. «В среде педагогов, - Отмечал Сухомлинский, - можно не редко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка».

  Во - первых, В.А. Сухомлинский считал, что право пользоваться острым инструментом оценки имеет право пользовать только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, Человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят вдеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных качеств – человечность, В которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

  Во – вторых, говоря об оценки как об  инструменте наказания, Сухомлинский  считал допустимым ее применение  только для школьников старших  классов; в начальных классах  наказание неудовлетворительной  оценкой особо больно ранит,  оскорбляет и унижает достоинство  ребенка. Нельзя допускать, чтобы  ребенок в самом начале своего  пути с «помощью» учителя, поставившему ему двойку, потерял веру в себя. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей.

  Оценка В.А.  Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а  не наказание за лень. Он уважал  «детское наказание». Месяц, полгода,  год у ребенка «может что- то не получаться, но придет время - научиться». Сознание ребенка -  могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.

  Сухомлинский  настойчиво рекомендовал родителям  не требовать от детей обязательно  только отличных оценок, чтобы  отличники « не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

  Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать  в школу родителей не по  поводу плохой успеваемости или  дисциплины их ребенка, а тогда,  когда он совершает что- то  хорошее. Пусть не значительный  на первый взгляд ,но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

  Система воспитания, в основе которой лежит только оценка положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

  Также Сухомлинский  считал,- «коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащению духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». При этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

  «Воспитание  без наказания – это не узко  школьное дело, - говорил В. А.  Сухомлинский,- это одна из важнейших  проблем переустройства общества, его тончайших и сложнейших  сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений». И еще  один актуальный вывод мы должны  усвоить, рассматривая вопрос  о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

  Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы…Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний ... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это не возможно, то не потому, что воспитание без наказания не возможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, что бы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте детей без наказания». 

Воспитание  человеческих потребностей

  Потребности  – великий двигатель человеческой  истории, человеческой личности. О первичных материальных потребностях Василий  Александрович помнил всегда. Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может потерять для значения, и поэтому строить расчет только на моральных стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно встретить негативное отношение к этой роли и значению материальных потребностей, которую она играет в жизни людей. Стремление людей к материальному благополучию, улучшению жилищных условий, иногда считается чем- то недостойным, постыдным, тем более, если речь идет о работнике науки, искусства, педагогике.

  Для Сухомлинского  это не было чем- то постыдным.  Воспитание культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добиться гармоничного развития материальных и духовных потребностей, и особенно того , чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка – потребностей духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит В.А. Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные вопросы далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.

  Таким образом, В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей – потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желание сегодня знать больше , чем знал вчера.  В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы.

  Направленность  личности человека, его устремлений  во многом зависит от окружающей  действительности, духовности общества , характера, целей, средств воспитания и образования. В.А. Сухомлинский хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей , их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, Чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была потребность его в другом человеке.

  Материальные  потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, о общении с другими людьми - такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А. Сухомлинского по мере развития его философско - педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источником полноты и многогранности.

   
 
 
 
 
 
 
 
 

К прекрасному через  прекрасное

  «В мире есть  не только нужное, полезное, но  и красивое. С того времени как человек стал человеком, с того момента, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту…  Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…». Мир, окружающий человека, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.

  В.А Сухомлинский стоит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания семьи и школы. Он считал, что мировоззрение не только базируется на сумме знаний, но и на нравственно – эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Также он разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально – чувственной сферы.

  Огромное значение  в эстетическом воспитании Сухомлинский  придавал живописи и музыке. «В  минуты наслаждения музыкой ребенок  чувствует ,что он настоящий человек» - пишет Василий Александрович.

  Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Воспитание прекрасным всегда основывалось на положительных эмоциях. Заплаканный ребенок или расстроенный чем – то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды прекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься, когда ребенок эмоционально подготовлен и с замирание сердца , с трепетом души ждет встречи с ним.

  Мир прекрасного  для ребенка- начинается в семье.  Для ребенка дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того каков этот мир, зависит, каким вырастет ребенок.

Информация о работе Педагогическое мастерство Сухомлинского