Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:31, реферат
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так ив практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Введение
«Верьте в
талант в творческие силы каждого
воспитанника!». Эти слова
Творчество Сухомлинского
с каждым годом привлекает
все пристальное внимание мировой
научной и педагогической общественности,
как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная
им педагогическая система не только обогатила
педагогическую науку новаторскими идеями
и положениями, внесла вклад как в теорию,
так ив практику образования и воспитания,
но и составила значительный, революционный
этап в развитии отечественной педагогической
мысли.
Биография Василия Александровича Сухомлинского
Родился Василий
Александрович 28 сентября 1918 года
в селе Васильевке на
Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский технику, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении он учился всего два года, а в 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Заем перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1939 году. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску.
Окончив институт,
Сухомлинский возвращается в
родные места и работает
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В 1942 году получает ранение , проходит лечение в госпитале на Урале, признается негодным для фронта. Его назначают директором средней школы в Уфе. После войны он возвращается на родину и становится заведующим районо.
В 1948 году Сухомлинский
становится директором
Сухомлинскому потребовались десятилетия , чтобы сформулировать свои педагогические принципы и педагогические убеждения. Но когда наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В. А. Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, медалями СССР. С 1958 года член - корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 года Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюр, более600 статей,1200 рассказов и сказок.
Все труды
Сухомлинского дают
Взгляды Сухомлинского на поощрение и наказание
В. А. Сухомлинский –
достойный наследник
Во - первых, В.А. Сухомлинский считал, что право пользоваться острым инструментом оценки имеет право пользовать только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, Человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят вдеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных качеств – человечность, В которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Во – вторых,
говоря об оценки как об
инструменте наказания,
Оценка В.А.
Сухомлинского всегда
Сухомлинский
настойчиво рекомендовал
Сухомлинский
рекомендует педагогам
Система воспитания, в основе которой лежит только оценка положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
Также Сухомлинский считал,- «коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащению духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». При этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.
«Воспитание
без наказания – это не узко
школьное дело, - говорил В. А.
Сухомлинский,- это одна из важнейших
проблем переустройства
Василий Александрович
писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента
на наказание как на необходимую, неизбежную
вещь в системе воспитательной работы…Я
не из пальца высосал ту истину, что наших
детей можно воспитывать только добром,
только лаской, без наказаний ... И если
в массовом масштабе, во всех школах сделать
это не возможно, то не потому, что воспитание
без наказания не возможно, а потому, что
многие учителя не умеют воспитывать без
наказаний. Если вы хотите, что бы в нашей
стране не было преступников… - воспитывайте
детей без наказания».
Воспитание человеческих потребностей
Потребности
– великий двигатель
Для Сухомлинского
это не было чем- то постыдным.
Таким образом, В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей – потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желание сегодня знать больше , чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы.
Направленность
личности человека, его устремлений
во многом зависит от
Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, о общении с другими людьми - такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А. Сухомлинского по мере развития его философско - педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источником полноты и многогранности.
К прекрасному через прекрасное
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени как человек стал человеком, с того момента, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…». Мир, окружающий человека, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.
В.А Сухомлинский стоит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания семьи и школы. Он считал, что мировоззрение не только базируется на сумме знаний, но и на нравственно – эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Также он разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально – чувственной сферы.
Огромное значение
в эстетическом воспитании
Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Воспитание прекрасным всегда основывалось на положительных эмоциях. Заплаканный ребенок или расстроенный чем – то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды прекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься, когда ребенок эмоционально подготовлен и с замирание сердца , с трепетом души ждет встречи с ним.
Мир прекрасного для ребенка- начинается в семье. Для ребенка дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того каков этот мир, зависит, каким вырастет ребенок.