Педагогическое мастерство офицера как условие эффективной реализации информационно-воспитательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 04:08, статья

Описание работы

В процессе служебно-боевой деятельности офицер, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой, – как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.

Работа содержит 1 файл

Статья. Педагогич. мастерство офицера.docx

— 217.46 Кб (Скачать)

Педагогическое мастерство офицера как условие эффективной реализации информационно-воспитательной деятельности

 

В процессе служебно-боевой деятельности офицер, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой, – как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.

Информационно-воспитательная работа (ИВР) с военнослужащими относится к важнейшим функциям деятельности офицера-руководителя. Она является непременным условием эффективной служебно-боевой деятельности. Можно согласиться с Калюжным А.С., который в качестве основных показателей эффективности воспитательной работы определил следующие [1, с. 57-58].

Степень обеспечения целенаправленности ИВР, представление воспитателя  о системе и конечных целях  этой работы; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей  и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать  и оценивать достижение целей.

Степень развития личностных качеств  воспитателя, наличие и степень  развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.

Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования  воспитательного воздействия занятий  по боевой и государственно-правовой подготовке (ГПП), правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и  традиций личного состава, учет условий  и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация  взаимопомощи.

Степень развития коллективистских начал  в подразделении: наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль выполнения общественных заданий и поручений и др.

Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к  коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; место военнослужащего в коллективе.

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации и др.

Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: уважение к личному и коллективному  мнению; степень педагогического  сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений.

Степень воспитательного аспекта  в организации различных видов  воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и  творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов  и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической  сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.

Степень рационального использования  времени, отводимого на воспитание: способность  выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов; участие командиров, должностных лиц Пограничной  службы всех степеней в ИВР; достижение поставленных целей в установленные  сроки.

Таким образом, ИВР с военнослужащими  Пограничной службы в современных  условиях реализуется в практической деятельности и предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Прежде  всего, заметим, что процесс обучения и воспитания есть диалектический, двухсторонний процесс. Причем современные  концепции обучения и воспитания, современные педагогические технологии исходят из того, что отношения  между воспитателем и воспитуемым  носят не «субъектно-объектный», а  «субъектно-субъектный» характер. Это  означает, что личный состав группы ИВР – это не просто пассивный объект приложения усилий руководителя группы, а полноправный и активный участник воспитательного процесса.

Поэтому целесообразно рассмотреть, в первую очередь, две группы факторов, во многом предопределяющих эффективность и  качество мероприятий ИВР [2]:

1) Первая  группа факторов связана с  субъективными характеристиками  руководителя группы ИВР. 

2) Вторая  группа факторов связана с  особенностями личного состава,  влияющими на эффективность ИВР.

Какие же характеристики офицера-руководителя процесса ИВР военнослужащих оказывают существенной влияние на его деятельность? [3]

Во-первых, это мировоззренческая ориентация офицера.

Во-вторых, это ценностные ориентации офицера-организатора процесса ИВР. Один из офицеров может откровенно «отбывать номер», а другой всю душу вкладывать в воспитание подчиненных.

В-третьих, это цели, которые ставит перед собой организатор процесса ИВР. Цель отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности?». Цели ИВР, сформулированные в руководящих документах, и цели деятельности конкретного офицера, проводящего мероприятие ИВР, могут не совпадать, или совпадать частично. В этом случае едва ли можно надеяться на высокую результативность проводимых мероприятий.

В-четвертых, это уровень общей и военно-профессиональной культуры офицера. Здесь мы можем сказать, что офицер должен не только уверенно знать свою военную специальность, но и владеть научными, техническими, гуманитарными знаниями, разбираться в литературе и искусстве, свободно ориентироваться в политической информации. Офицер, не обладающий обозначенными нами качествами, не способен, как правило, выйти за рамки чисто формального отношения к проведению ИВР. Естественно, что эффективность его деятельности будет значительно ниже.

В-пятых, это уровень методологической культуры офицера. Под методологической культурой военнослужащего группы следует понимать такой уровень освоения им методологии как теории, который позволяет со знанием дела, сообразуясь с конкретными условиями, осуществлять выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных целей при организации и проведения ИВР и эффективно их использовать. От этого зависит, будет ли в его деятельности доминировать шаблон, схематизм, или он окажется способен к инициативе, творчеству в работе с личным составом.

В-шестых, это внутренняя организованность и самодисциплина офицера, его способность сконцентрироваться на решении задач воспитания личного состава, четко и в полном объеме выполнять свои функциональные обязанности.

В-седьмых, способность к глубокому самоанализу, адекватным самооценкам – одно из профессиональных качеств офицера. Только взвешенные оценки собственного потенциала, глубокий учет собственных сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков дают возможность офицеру эффективно выполнять свои обязанности, избегая как догматизма, так и волюнтаризма.

Педагогическое  мастерство офицера – один из основных элементов (компонентов) его военно-профессиональной культуры. Оно подразумевает высокий  уровень систематизированных знаний, навыков и умений, а также развитых личностных свойств и качеств, которые  позволяют ему успешно решать задачи учебно-воспитательного процесса. Это сложное личностное образование. Его общее содержание определяется характером профессиональной деятельности офицера, а структура включает в  себя различные взаимообусловленные  компоненты (рисунок 1).

Педагогическое  мастерство формируется и совершенствуется в процессе служебно-боевой деятельности (СБД) и отражает тот уровень профессиональной подготовленности, которого достиг офицер. Поэтому представленные в схеме его содержательные структурные компоненты, являющиеся общими для всех, в то же время всегда специфичны.

 

 

Рисунок 1 Структура педагогического мастерства офицера

 

ИВР, весь учебно-воспитательный процесс – дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт [4].

Педагогическая наблюдательность – это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.

Педагогическое воображение – способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.

С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает офицер, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.

Педагогический  такт слагается из следующих основных признаков:

- уравновешенности, самообладания, делового тона;

- умения слушать обучаемых;

- серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы;

- простоты в обращении, исключающей, однако, фамильярность;

- принципиальности и настойчивости без упрямства;

- внимательности и чуткости к воспитуемым;

- юмора без унижения личности военнослужащего;

- скромности в личном поведении.

Успех ИВР во многом зависит от доказательности и логичности воздействия офицера, его способности вовлечь воспитуемых в интеллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.

Педагогическая техника - это комплекс навыков, умений и приемов, с. помощью которых офицер достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия в ходе ИВР [5]

Педагогическая  техника включает:

- навыки и умения в организации ГПП и различных мероприятий ИВР;

- приемы выразительного показа руководителем своего отношения к тем или иным действиям и поведению воспитуемых;

- умение владеть речью;

- способность изучать и учитывать морально-психологические особенности военнослужащих;

- умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на воспитуемых, в том числе со стороны коллектива;

- владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;

- педагогический контроль и учет воспитанности военнослужащих, выполнение ими требований уставов.

Педагогическое  мастерство связано с глубоким знанием  офицером целей и задач обучения. Мастерство командира определяется:

- умением передавать знания в наиболее доступной форме;

- способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;

- умением интересно, последовательно и логично излагать материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки умственной деятельности;

- способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе ИВР воспитательные задачи, вытекающие из специфики обучаемого контингента;

- твердыми навыками в использовании технических средств обучения.

Таким образом, первостепенное место в повышении эффективности ИВР с личным составом занимает совершенствование воспитательной деятельности офицеров подразделения. Рост эффективности ИВР зависит: от степени понимания офицерами подразделения содержания системы воспитания; приобретения достаточной суммы психолого-педагогических знаний по вопросам исследуемой проблемы; формирования психологической и педагогической культуры; развития потребностно-мотивационного интереса к ИВР; выработки навыков и творческого умения применять разнообразные механизмы демократизации, гуманизации воспитательных воздействий на воинов с различной степенью гражданско-патриотического становления личности; согласования действий воспитателей и военнослужащих подразделения и др.

Информация о работе Педагогическое мастерство офицера как условие эффективной реализации информационно-воспитательной деятельности