Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 04:08, статья
В процессе служебно-боевой деятельности офицер, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой, – как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.
Педагогическое мастерство офицера как условие эффективной реализации информационно-воспитательной деятельности
В процессе служебно-боевой деятельности офицер, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой, – как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.
Информационно-воспитательная работа (ИВР) с военнослужащими относится к важнейшим функциям деятельности офицера-руководителя. Она является непременным условием эффективной служебно-боевой деятельности. Можно согласиться с Калюжным А.С., который в качестве основных показателей эффективности воспитательной работы определил следующие [1, с. 57-58].
Степень обеспечения целенаправленности
ИВР, представление воспитателя
о системе и конечных целях
этой работы; умение ставить конкретные
воспитательные задачи на основе целей
и добиваться желаемого результата;
преемственность задач
Степень развития личностных качеств
воспитателя, наличие и степень
развития психолого-педагогической культуры,
педагогического мастерства и педагогической
этики; степень личной дисциплинированности;
наличие мотивов к
Степень обеспечения единства процесса
обучения и воспитания, использования
воспитательного воздействия
Знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
Степень развития коллективистских начал в подразделении: наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль выполнения общественных заданий и поручений и др.
Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; место военнослужащего в коллективе.
Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации и др.
Степень взаимоотношения объектов
и субъектов системы
Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.
Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов; участие командиров, должностных лиц Пограничной службы всех степеней в ИВР; достижение поставленных целей в установленные сроки.
Таким образом, ИВР с военнослужащими Пограничной службы в современных условиях реализуется в практической деятельности и предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Прежде
всего, заметим, что процесс обучения
и воспитания есть диалектический,
двухсторонний процесс. Причем современные
концепции обучения и воспитания,
современные педагогические технологии
исходят из того, что отношения
между воспитателем и воспитуемым
носят не «субъектно-объектный», а
«субъектно-субъектный»
Поэтому целесообразно рассмотреть, в первую очередь, две группы факторов, во многом предопределяющих эффективность и качество мероприятий ИВР [2]:
1) Первая
группа факторов связана с
субъективными
2) Вторая
группа факторов связана с
особенностями личного состава,
Какие же характеристики офицера-руководителя процесса ИВР военнослужащих оказывают существенной влияние на его деятельность? [3]
Во-первых, это мировоззренческая ориентация офицера.
Во-вторых, это ценностные ориентации офицера-организатора процесса ИВР. Один из офицеров может откровенно «отбывать номер», а другой всю душу вкладывать в воспитание подчиненных.
В-третьих, это цели, которые ставит перед собой организатор процесса ИВР. Цель отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности?». Цели ИВР, сформулированные в руководящих документах, и цели деятельности конкретного офицера, проводящего мероприятие ИВР, могут не совпадать, или совпадать частично. В этом случае едва ли можно надеяться на высокую результативность проводимых мероприятий.
В-четвертых, это уровень общей и военно-профессиональной культуры офицера. Здесь мы можем сказать, что офицер должен не только уверенно знать свою военную специальность, но и владеть научными, техническими, гуманитарными знаниями, разбираться в литературе и искусстве, свободно ориентироваться в политической информации. Офицер, не обладающий обозначенными нами качествами, не способен, как правило, выйти за рамки чисто формального отношения к проведению ИВР. Естественно, что эффективность его деятельности будет значительно ниже.
В-пятых, это уровень методологической культуры офицера. Под методологической культурой военнослужащего группы следует понимать такой уровень освоения им методологии как теории, который позволяет со знанием дела, сообразуясь с конкретными условиями, осуществлять выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных целей при организации и проведения ИВР и эффективно их использовать. От этого зависит, будет ли в его деятельности доминировать шаблон, схематизм, или он окажется способен к инициативе, творчеству в работе с личным составом.
В-шестых, это внутренняя организованность и самодисциплина офицера, его способность сконцентрироваться на решении задач воспитания личного состава, четко и в полном объеме выполнять свои функциональные обязанности.
В-седьмых, способность к глубокому самоанализу, адекватным самооценкам – одно из профессиональных качеств офицера. Только взвешенные оценки собственного потенциала, глубокий учет собственных сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков дают возможность офицеру эффективно выполнять свои обязанности, избегая как догматизма, так и волюнтаризма.
Педагогическое
мастерство офицера – один из основных
элементов (компонентов) его военно-профессиональной
культуры. Оно подразумевает высокий
уровень систематизированных
Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе служебно-боевой деятельности (СБД) и отражает тот уровень профессиональной подготовленности, которого достиг офицер. Поэтому представленные в схеме его содержательные структурные компоненты, являющиеся общими для всех, в то же время всегда специфичны.
Рисунок 1 Структура педагогического мастерства офицера
ИВР, весь учебно-воспитательный процесс – дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт [4].
Педагогическая
Педагогическое воображение – способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает офицер, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков:
- уравновешенности, самообладания, делового тона;
- умения слушать обучаемых;
- серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы;
- простоты в обращении, исключающей, однако, фамильярность;
- принципиальности и настойчивости без упрямства;
- внимательности и чуткости к воспитуемым;
- юмора без унижения личности военнослужащего;
- скромности в личном поведении.
Успех ИВР во многом зависит от доказательности и логичности воздействия офицера, его способности вовлечь воспитуемых в интеллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.
Педагогическая техника - это комплекс навыков, умений и приемов, с. помощью которых офицер достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия в ходе ИВР [5]
Педагогическая техника включает:
- навыки и умения в организации ГПП и различных мероприятий ИВР;
- приемы выразительного показа руководителем своего отношения к тем или иным действиям и поведению воспитуемых;
- умение владеть речью;
- способность изучать и учитывать морально-психологические особенности военнослужащих;
- умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на воспитуемых, в том числе со стороны коллектива;
- владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;
- педагогический контроль и учет воспитанности военнослужащих, выполнение ими требований уставов.
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием офицером целей и задач обучения. Мастерство командира определяется:
- умением передавать знания в наиболее доступной форме;
- способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;
- умением интересно, последовательно и логично излагать материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки умственной деятельности;
- способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе ИВР воспитательные задачи, вытекающие из специфики обучаемого контингента;
- твердыми навыками в использовании технических средств обучения.
Таким образом, первостепенное место в повышении эффективности ИВР с личным составом занимает совершенствование воспитательной деятельности офицеров подразделения. Рост эффективности ИВР зависит: от степени понимания офицерами подразделения содержания системы воспитания; приобретения достаточной суммы психолого-педагогических знаний по вопросам исследуемой проблемы; формирования психологической и педагогической культуры; развития потребностно-мотивационного интереса к ИВР; выработки навыков и творческого умения применять разнообразные механизмы демократизации, гуманизации воспитательных воздействий на воинов с различной степенью гражданско-патриотического становления личности; согласования действий воспитателей и военнослужащих подразделения и др.