Педагогический такт учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность процесса общения;
- проанализировать этику человеческих контактов, симпатию в общении;
- изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
- рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Содержание

Введение
1 Этические основы профессионального общения ………………..
1.1. Сущность процесса общения …………………………………..
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия
в общении …………………………………………………………….
2 Педагогический такт как компонент нравственной
культуры учителя …………………………………………………….
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта …………………………………………………………………..
2.2. Признаки и элементы педагогического такта ………………...
2.3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта ………………………………………………
2.4. Стиль владения педагогическим тактом………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

09.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

- Ты не собираешься  работать в школе? 

- Почему? Я люблю  школу, - ответил я. 

- Школу надо  еще и знать. Школа не музей,  где все экспонаты лежат или  стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, пока сам их не переставишь. Школа - это живые люди. Ты пришел к людям, постарайся и сам быть человеком.

  Названные  выше психологические предпосылки  педагогического такта действуют  в неразрывной связи. Отсутствие  хотя бы одной из них приводит к нарушению педагогического такта. Говоря о педагогическом такте как об умении, надо иметь в виду его своеобразие. Чтобы быть тактичным, недостаточно лишь усвоить ряд педагогических правил или приемов. Педагогический такт - это постоянное творчество учителя. Абсолютно схожих случаев применения педагогического такта нет, как и нет абсолютно похожих детей.

   Еще я  хотел бы напомнить об обычной  вежливости в отношениях с  учениками. Невежливый педагог  очень часто бывает и нетактичным.  В основе вежливости, так же как и педагогического такта, лежат доброжелательное отношение к детям, чуткость по отношению к ним.

   По моим  наблюдениям, многие бестактные  учителя любят и своих учеников, и свою профессию, но ошибочно  считают, что учащихся следует  держать в "ежовых рукавицах", что с ними надо быть строгим, чтобы они "немного, но боялись учителя". Такие учителя не только неправильно относятся к внешним формам вежливости, но и умышленно избегают их, чтобы ученики не ощутили слабости своих учителей.

  Я знал одну хорошую учительницу, милую женщину. У нее была светлая   улыбка и легкий голос. Но когда она заходила в класс, лицо ее превращалось в гримасу, а голос приобретал неприятный тембр. Ученики считали учительницу злой, хотя она никогда такой не была. Пришлось переубеждать ее, чтобы она была такой, какой является в действительности. Это удалось не сразу. Учительница уже успела сжиться со своей маской.

   Бестактные  учителя нередко стремятся сделать  выводы о характере учеников, об их привычках и навыках при каждом нарушении дисциплины, при каждом невыполненном домашнем задании, обращая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно использованные слова, и т.п. Поэтому неудивительно, что на уроках таких учителей даже успевающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают, что это связано с риском быть оскорбленным. По этой же причине они не обращаются к учителю, не спрашивают его, стремятся ничем не привлекать внимания учителя.

   Педагогический  такт требует от учителя умения  предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т.п. воспримут ученики, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания, учащихся прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те учителя, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т.п.

      Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвечают тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когда их перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что' с разными типами темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними.

   Наконец,  несколько слов о роли психологических  знаний в овладении педагогическим  тактом.

   Педагогический  такт, как мы уже договорились, не является врожденным качеством  человека. Он приобретается, как  и всякое другое умение. Но  это не означает, что он придет сам собой, без всякой теоретической подготовки.

   Педагогический  такт учителя предусматривает  наличие у него психологических  знаний. Раньше, чем стать практиком,  писал К.Д.Ушинский, педагог должен  много учиться, думать о цели, предмете и методах своего труда.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 

Педагогический  такт как важный компонент нравственной культуры учителя. 
 
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск. 
 
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям
 

Педагогический  такт - неоходимое условие успешного  обучения и воспитания. Проявление педагогического такта означает установление правильных взаимоотношений  преподавателя со студентом.  
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естесственность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогический такт учителя