Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:01, реферат
Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность процесса общения;
- проанализировать этику человеческих контактов, симпатию в общении;
- изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
- рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.
Введение
1 Этические основы профессионального общения ………………..
1.1. Сущность процесса общения …………………………………..
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия
в общении …………………………………………………………….
2 Педагогический такт как компонент нравственной
культуры учителя …………………………………………………….
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта …………………………………………………………………..
2.2. Признаки и элементы педагогического такта ………………...
2.3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта ………………………………………………
2.4. Стиль владения педагогическим тактом………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………
- Ты не собираешься работать в школе?
- Почему? Я люблю школу, - ответил я.
- Школу надо еще и знать. Школа не музей, где все экспонаты лежат или стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, пока сам их не переставишь. Школа - это живые люди. Ты пришел к людям, постарайся и сам быть человеком.
Названные
выше психологические
Еще я
хотел бы напомнить об обычной
вежливости в отношениях с
учениками. Невежливый педагог
очень часто бывает и
По моим
наблюдениям, многие
Я знал одну хорошую учительницу, милую женщину. У нее была светлая улыбка и легкий голос. Но когда она заходила в класс, лицо ее превращалось в гримасу, а голос приобретал неприятный тембр. Ученики считали учительницу злой, хотя она никогда такой не была. Пришлось переубеждать ее, чтобы она была такой, какой является в действительности. Это удалось не сразу. Учительница уже успела сжиться со своей маской.
Бестактные
учителя нередко стремятся
Педагогический
такт требует от учителя
Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвечают тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когда их перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что' с разными типами темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними.
Наконец,
несколько слов о роли
Педагогический
такт, как мы уже договорились,
не является врожденным
Педагогический
такт учителя предусматривает
наличие у него
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический
такт как важный компонент нравственной
культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной
практике включает в себя особый элемент
нравственного творчества – педагогический
такт. Нравственное творчество учителя
включает в себя ряд компонентов, среди
которых важнейшими являются такие, как
осмысление нормы и её значимости в отношении
к обществу, педагогической профессии;
осмысление сложных обстоятельств ситуации,
условия её возникновения; необходимость
выбрать лучший вид поступка в соответствии
с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации
педагогической морали в деятельности
учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт – это нравственное поведение, включающее
предвидение всех объективных последствий
поступка и субъективного его восприятия;
в такте проявляется поиск более лёгкого
и менее болезненного пути к цели. Педагогический
такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов
педагогического такта учителя можно
назвать уважительное отношение к личности,
высокую требовательность, умение заинтересованно
слушать собеседника и сопереживать ему,
уравновешенность и самообладание, деловой
тон в отношениях, принципиальность без
упрямства, внимательность и чуткость
по отношению к людям
Педагогический
такт - неоходимое условие успешного
обучения и воспитания. Проявление
педагогического такта означает
установление правильных взаимоотношений
преподавателя со студентом.
Основными признаками педагогического
такта являются: требовательность, без
грубости и мелочной придирчивости; естесственность,
простота общения, не допускающая фамильярности
и панибратства; принципиальность и настойчивость,
без упрямства; внимательность и чуткость
к людям, без подчеркивания этого; юмор
и ирония, без насмешливости; требовательность,
без подавления и унижения личности; обучение
студентов, без подчеркивания своего превосходства
в знаниях, навыках, умениях; выслушивание
обучаемых, без выражения безразличия;
серьезность подхода к ответу обучаемых,
независимо от его правильности и грамотности;
умение преподавателей проводить педагогический
такт, не теряя самообладания в любых,
даже самых острых ситуациях, должно стать
обязанностью каждого преподавателя.