Педагогический совет

Автор: n***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

«Золотое» правило педагогики: «вытягивать» положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического прогнозирования учителя.

(Занятие построено по результатам анализа аттестации школ и раскрывает смысл методики самоанализа урока Шамовой.)

Мы часто в кулуарах говорим, что ученики вообще ничего не хотят, что они – тупые, глупые, ленивые и т. д.

Работа содержит 1 файл

Педагогический_совет.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Путь настройки: блокировка отрицательных ощущений, развитие положительных.

    Вывод: повышение у учеников мотивации на уроке должно начинаться с учителя, его оптимистического прогнозирования. 

    Ниже  указаны факторы, на которые вы можете опираться в развитии мотивации. Они есть, согласно развитию ребенка, поэтому с ними не надо бороться, их нужно переводить из мешающих в помогающие.  

    Возрастные  особенности мотивации  школьников.

    Младший школьный возраст

    Характеристика  возраста.

    К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» – это тот уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.

    Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

    (Что  способствует мотивации?)

  • положительное в целом отношение ребенка к школе;
  • широта его интересов;
  • любознательность;

    Факторы, препятствующие мотивации  учения.

    (Что  мешает мотивации?)

  • ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;
  • малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравиться в предмете, и не может этого объяснить;
  • слабая обобщенность интересов;
  • все интересы ориентированы чаще всего на результат учения, но не на способы учебной деятельности.

    Средний школьный возраст

    Характеристика  возраста.

    В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес  к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремиться занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.

    Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

    (Что  способствует мотивации?)

  • потребность во взрослости;
  • общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;
  • стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;
  • стремление к самостоятельности;
  • увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;
  • возрастная устойчивость интересов;
  • развитие специальных способностей.

    Факторы, препятствующие мотивации  учения

    (Что  мешает мотивации?)

  • подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;
  • негативизм в оценках;
  • внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;
  • отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;
  • непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;
  • избирательный интерес к учебным предметам;
  • поверхностность и разбросанность интересов;
  • неустойчивость интересов.

    Старший школьный возраст

    Характеристика  возраста.

    У старших  школьников главным становятся мотивы, определяемые представлениями о  своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако, не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

    Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

    (Что  способствует мотивации?)

  • потребность в жизненном самоопределении и обращенность в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
  • становление социальных мотивов гражданского долга;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
  • потребность в осознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
  • необходимость самоограничения;
  • становление целеполагания;
  • интерес ко всем формам самообразования4
  • избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
  • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

    Факторы, препятствующие мотивации  учения.

    (Что  мешает мотивации?)

  • устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
  • неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

    Советы  родителям по общению  с неуспевающими  детьми.

  1. Опираться на сильные стороны ребенка;
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком;
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
  6. Проводить больше времени с ребенком;
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком;
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно4
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
  12. Принимать индивидуальность ребенка;
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
  14. Демонстрировать оптимизм.

    Существуют  слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его  веру в себя.

    Например, слова  поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов лт ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

    Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Ты мог бы сделать это намного лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

    Взрослые часто  путают поддержку с похвалой и  наградой. Похвала может быть, а  может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

    Психологическая поддержка основана на том, чтобы  помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

    Когда я выражаю  удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует  продолжать дело или делать новые  попытки. Он получает удовольствие от себя.

    Поддерживать  можно посредством:

    Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний ( «Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет хорошо», Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

    Прикосновений ( потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

    Совместных  действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

    Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      

    

      

      
 
 

      
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 

      
 
 

    

      
 
 

      
 
 
 

      
 
 
 

      

      
 
 
 
 

    

Информация о работе Педагогический совет