Автор: n***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:49, реферат
«Золотое» правило педагогики: «вытягивать» положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.
Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического прогнозирования учителя.
(Занятие построено по результатам анализа аттестации школ и раскрывает смысл методики самоанализа урока Шамовой.)
Мы часто в кулуарах говорим, что ученики вообще ничего не хотят, что они – тупые, глупые, ленивые и т. д.
Путь настройки: блокировка отрицательных ощущений, развитие положительных.
Вывод:
повышение у учеников
мотивации на уроке
должно начинаться с
учителя, его оптимистического
прогнозирования.
Ниже
указаны факторы, на которые вы можете
опираться в развитии мотивации.
Они есть, согласно развитию ребенка, поэтому
с ними не надо бороться, их нужно переводить
из мешающих в помогающие.
Возрастные особенности мотивации школьников.
Младший школьный возраст
Характеристика возраста.
К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» – это тот уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения.
(Что способствует мотивации?)
Факторы, препятствующие мотивации учения.
(Что мешает мотивации?)
Средний школьный возраст
Характеристика возраста.
В подростковом
возрасте укрепляются широкие
Факторы, благоприятствующие мотивации учения.
(Что способствует мотивации?)
Факторы, препятствующие мотивации учения
(Что мешает мотивации?)
Старший школьный возраст
Характеристика возраста.
У старших
школьников главным становятся мотивы,
определяемые представлениями о
своем будущем. В этом возрасте отмечается
большая избирательность
Факторы, благоприятствующие мотивации учения.
(Что способствует мотивации?)
Факторы, препятствующие мотивации учения.
(Что мешает мотивации?)
Советы родителям по общению с неуспевающими детьми.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
Слова разочарования:
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний ( «Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет хорошо», Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
Прикосновений ( потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
Выражения
лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).