Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:58, реферат

Описание работы

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление.
Основные аспекты целостности педагогического процесса.
Структура педагогического процесса.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Педагогический  процесс как целостное  явление

Главное интегративное  свойство педагогического  процесса как динамической системы - его  способность  к  выполнению  социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества.  А это возможно  при  условии  функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная,  гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического  процесса, характеризующее высший уровень  его развития, результат стимулирующих  сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую  организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности:  сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами,  вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно - ценностное отношение к явлениям окружающей  действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к  единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как  часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен  постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Основные  аспекты целостности  педагогического  процесса

      В содержательном  плане целостность  педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования  опыта, накопленного  человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний,  в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.  Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных,  развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

 В  организационном плане педагогический  процесс  приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса  освоения и конструирования (дидактического  адаптирования) содержания образования  и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально - конструктивная  и  операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса  делового взаимодействия педагогов  и воспитанников по поводу  содержания образования, усвоение  которого последними - цель взаимодействия;

3) процесса  взаимодействия  педагогов  и   воспитанников  на Уровне личных  отношений (неформальное общение);

4) процесса  освоения воспитанниками  содержания  образования без  непосредственного   участия педагога (самообразование  и самовоспитание).

          Как видно,  первый  и четвертый  процессы отражают предметные  отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные,  а следовательно,  и охватывают педагогический  процесс в его целостности. 

Структура педагогического  процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит  из следующих компонентов:

Стимульно - мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот  компонент характеризуется:

- эмоциональными  отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

- мотивами  их деятельности (мотивы воспитанников);

- формированием  мотивов в нужном направлении,  возбуждение социально ценных  и личностно значимых мотивов,  что во многом определяет результативность педагогического процесса.

Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот  компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

Содержательный  – отражает смысл, вкладываемый как  в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан  с разработкой и отбором содержания образования.

Содержание  чаще всего предлагает  и регулирует преподаватель с учетом целей  обучения, интересов, склонностей учащихся;

Содержание  конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от  возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

Операционно-действенный  – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением  процесса.

Средства  и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

Рефлексивный  – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего  уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогический  процесс является многофункциональным  процессом.

    Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

- реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;

- во внеклассной работе;

- в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

- в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

-   в личности и профессионализме педагога;

- в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая:

Развитие  в процессе воспитания выражается в  качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Педагогический  процесс обладает рядом свойств.

Свойствами  педагогического процесса являются:

-   целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

- целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

-   целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив. 
 
 

Заключение

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. В.А. Сластенин. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  2. Е. Б. Потехина Введение в педагогическую деятельность. - М., 2001.
  3. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_1.html
  4. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00002743.html

Информация о работе Педагогический процесс