Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:58, реферат
Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление.
Основные аспекты целостности педагогического процесса.
Структура педагогического процесса.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Педагогический процесс как целостное явление
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный
педагогический процесс предполагает
такую организацию жизнедеятельности
воспитанников, которая отвечала
бы их жизненным интересам и
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные аспекты целостности педагогического процесса
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
1) процесса
освоения и конструирования (
2) процесса
делового взаимодействия
3) процесса
взаимодействия педагогов и
воспитанников на Уровне
4) процесса
освоения воспитанниками содержания
образования без
Как видно, первый и четвертый
процессы отражают предметные
отношения, второй - собственно педагогические,
а третий - взаимные, а следовательно,
и охватывают педагогический
процесс в его целостности.
Структура педагогического процесса.
Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Стимульно - мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;
Этот компонент характеризуется:
- эмоциональными
отношениями между его
- мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);
- формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.
Целевой
– осознание педагогом и
Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
Связан
с разработкой и отбором
Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.
Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.
Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
Рефлексивный
– самоанализ, самооценка с учетом
оценки других и определение дальнейшего
уровня своей учебной деятельности учащимися
и педагогической деятельности преподавателем.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная:
- реализуется, прежде всего, в процессе обучения;
- во внеклассной работе;
- в деятельности учреждений дополнительного образования.
Воспитательная (проявляется во всем):
- в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
- в личности и профессионализме педагога;
- в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
Педагогический процесс обладает рядом свойств.
Свойствами педагогического процесса являются:
- целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;
- целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;
-
целостный педагогический процесс ведет
к слиянию педагогического и ученического
коллективов в единый общешкольный коллектив.
Заключение
Воспитание
растущего человека как формирование
развитой личности составляет одну из
главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его
подлинной сущности, формирование духовно
развитой личности в процессе исторического
развития общества не совершается автоматически.
Оно требует усилий со стороны людей, и
эти усилия направляются как на создание
материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию
открывающихся на каждом историческом
этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином
процессе реальная возможность развития
человека как личности обеспечивается
всей совокупностью материальных и духовных
ресурсов общества. Однако наличие объективных
условий само по себе еще не решает задачу
формирования развитой личности. Необходима
организация систематического, базирующегося
на знании и учете объективных закономерностей
развития личности процесса воспитания,
который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития. Целевая установка
воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого растущего человека сделать
борцом за человечность, что требует не
только умственного развития детей, не
только развития их творческих потенций,
умений самостоятельно мыслить, обновлять
и расширять свои знания, но и развития
образа мышления, развития отношений,
взглядов, чувств, готовности к участию
в экономической, социальной, культурной
и политической жизни, личностно-общественного
становления, развития многообразных
способностей, центральное место в которых
занимает способность быть субъектом
общественных отношений, способность
и готовность участвовать в социально
необходимой деятельности
Список используемой литературы