Педагогический процесс как система и целостное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть педагогический процесс, как систему и целостное образование.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
• дать понятие о системе и педагогическом процессе;
• рассмотреть педагогический процесс как систему;
• выяснить в чем же целостность педагогического процесса;
• рассмотреть закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Содержание

Введение_________________________________________________________
1. Понятие о системе и педагогическом процессе____________________
2. Педагогический процесс как система____________________________
3. Целостность педагогического процесса__________________________
4. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса__
Заключение_______________________________________________________
Список использованной литературы__________________________________ 3

Работа содержит 1 файл

педагогический процесс как система и целостное образование.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

2.      Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой. Этот принцип предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

3.      Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.

4.      Принцип научности - ведущий принцип при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

5.      Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

6.      Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7.      Принцип требования преемственности, последовательности и систематичности, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

8.      Принцип наглядности - важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.

9.      Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический  вкус, дать им  возможность  познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принципы руководства деятельностью воспитанников

1.        Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество.

2.        Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе.

3.      Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему - это важнейший принцип организации детской деятельности.

4.      Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности связан с практической реализацией принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней.

5.      Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании школьников означает, что деятельность учащихся должна строиться на основе учета их реальных возможностей.

6.      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников предполагает, что содержание, формы и методы организации их деятельности не остаются неизменными на разных возрастных этапах.

7.      Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития; реализация этого принципа связывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.


Заключение

 

Для достижения намеченных целей в воспитании, обучении и образовании необходим скоординированный, управляемый, тщательно разработанный педагогический процесс. Необходимым условием педагогического процесса является его целостность. Под целостностью понимается сохранение всех составных частей процесса.

Все составляющие педагогического процесса находятся в тесной взаимосвязи, не теряя при этом своей автономности, особенностей, присущих только этому внутреннему процессу. Невозможно стать образованным человеком, не получив при этом должного воспитания, процесс обучения вообще теснейшим образом связан с воспитанием и образованием, осуществляя развивающую деятельность и познавательную активность человека.

При обучении, где основной целью является передача ученикам определенных знаний, педагогу нужно четко осознавать, что приобретенное в процессе обучения будет иметь непосредственное влияние на воспитание, а особенно самовоспитание человека. Воспитание человека во многом определяет его отношение к образованию, рождает мотивацию к последнему, формирует цели, в которые может входить так же стремление к получению образования.

Каждый из внутренних процессов преследует одну общую глобальную цель – формирование личности, обладающей заданными качествами, присущими ему методами, способами и использованием специально подготовленных материалов.

 


Список литературы

 

1.       Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.

2.       Лихачев Б.Т.  Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528с.

3.       Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр  «МарТ», 2005. – 448с.

4.       Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

5.       Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – 368с.

6.       Педагогика: большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 547с.

7.       ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

2

 



[1] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр  «МарТ», 2005. – с.277

[2] Лихачев Б.Т.  Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – с.111

[3] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – с.171


Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное образование