Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:28, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть педагогический процесс, как систему и целостное образование.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
• дать понятие о системе и педагогическом процессе;
• рассмотреть педагогический процесс как систему;
• выяснить в чем же целостность педагогического процесса;
• рассмотреть закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Введение_________________________________________________________
1. Понятие о системе и педагогическом процессе____________________
2. Педагогический процесс как система____________________________
3. Целостность педагогического процесса__________________________
4. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса__
Заключение_______________________________________________________
Список использованной литературы__________________________________ 3
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Педагогический факультет Кафедра теории и методики дошкольного образования Специальность «Дошкольная педагогика и психология» | |
Контрольная работа по педагогике на тему: «Педагогический процесс как система и целостное образование»
| |
|
Выполнила: студентка ОЗО 1 курса (5,5 лет) Портнягина Оксана Валерьевна
Проверила: кандидат пед. наук, доцент Лашкова Лия Лутовна
|
Шадринск 2011 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________ 1. Понятие о системе и педагогическом процессе____________________ 2. Педагогический процесс как система_______________________ 3. Целостность педагогического процесса______________________ 4. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса__ Заключение____________________ Список использованной литературы____________________ | 3 4 6 8 10 15 16 |
Введение
Из истории педагогической профессии видно, что обучение и воспитание были сначала разграничены, а затем и вовсе противопоставлены друг другу: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. И. Ф. Гербарт отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.
Изучение истории развития взглядов на сущность педагогического процесса свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем как о целостности, т.е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие личности, волновал умы многих педагогов (ученых и практиков)
Цель работы: рассмотреть педагогический процесс, как систему и целостное образование.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
дать понятие о системе и педагогическом процессе;
рассмотреть педагогический процесс как систему;
выяснить в чем же целостность педагогического процесса;
рассмотреть закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
1. Понятие о системе и педагогическом процессе
В педагогической лексике часто употребляется понятие "система" - система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п. В научной литературе существуют различные определения понятия «система». В.Н. Садовский проанализировал эти понятия и общим для них выделил то, что система – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Системы типа школ, училищ, лицеев, гимназий, вузов, внешкольных учреждений, где целенаправленно организовано взаимодействие педагогов и воспитанников, называют педагогическими системами. Педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Латинское слово «процессус» означает «движение вперед». Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованным культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-
Педагогическая система создается для осуществления педагогического процесса. Процесс и система неразделимы: система создается для процесса, процесс осуществляется в системе.
2. Педагогический процесс как система
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет главную сущность педагогического процесса. Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Как система педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь, расположение элементов в системе — это структура (строение).
Компоненты системы - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный (по Бабанскому).
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель., так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
В педагогическом процессе, как в процессе трудовом, выделяются объекты, средства, продукты труда. Объектом педагогического труда является человек, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми ЗУН и опытом. К средствам труда в педагогическом процессе относятся не только знания и опыт педагога, но и виды деятельности на которые он должен уметь переключить человека, методика педагогического влияния. А продукт педагогического труда, если представить глобально, воспитанный, подготовленный к жизни человек. В конкретных процессах формируются отдельные качества личности.
3. Целостность педагогического процесса.
Целостность присуща вещам и явлениям реального мира. Понятие целостности характеризует явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, которые обеспечивают в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование.
Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержаний, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь[2].
Целостность, главная характеристика педагогического процесса, проявляется:
в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
в соподчиненности этих процессов;
в наличии общего сохранения специфики этих процессов.
Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из процессов выполняет еще и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. При всей этой неразрывности можно выделить и доминирующие характеристики. Так, например, в обучении формируются научные представления, понятия, законы, которые в впоследствии влияют и на развитие, и на воспитанность личности. Воспитание же формирует убеждения, нормы, правила, но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. И так вывод, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них приходит к этой цели своими средствами.
Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов главной и единой цели – всестороннему, гармоничному и целостному развитию личности.
Педагогический процесс это не просто механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, это новое образование, которое подчиняется своим особым закономерностям.
4. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
В закономерностях, по-мнению И.П.Подласого, отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяют такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
Названными закономерностями связи, действующие в педагогическом процессе, не исчерпываются. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи только подступают. [3]
Каждая закономерность находит свое выражение в принципе как своеобразном требовании к организации педагогического процесса. Принципами называют определенную систему исходных требований к педагогическому процессу, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач разностороннего развития личности. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников (по Сластенину В.А.).
Принципы организации педагогического процесса:
1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.
Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное образование