Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, статья
Педагогические эксперименты бывают разными.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.).
Слово «эксперимент»
(от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»).
Существует множество определений
понятия «педагогический
Педагогический
эксперимент – это метод
Педагогический
эксперимент – это специальная
организация педагогической деятельности
учителей и учащихся с целью проверки
и обоснования заранее
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).
Все эти определения
понятия «педагогический
Педагогические эксперименты бывают разными.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.
Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.
Первый проводится
в естественных условиях – в форме
обычных уроков, внеклассных занятий.
Суть этого эксперимента состоит
в том, что исследователь, анализируя
те или иные педагогические явления,
стремится создать
В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.
Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.
Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.
Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.
Исследователю
очень важно уметь отслеживать
процесс экспериментальной
По содержанию
результатов педагогического
Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.
Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).
Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.
При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например:
Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:
Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.
Существенно то,
что представление результата исследования
в виде трех структурообразующих
взаимосвязанных компонентов
Б.М. Теплов
Наблюдая и измеряя
Обобщенный алгоритм подготовки данных может быть
представлен следующим операциями:
а) все данные формулируются и записываются в необходимой краткой форме;
б) проводится группировка данных, то
есть распределение их на однородные группы
в соответствии с интересующими экспериментатора
в) устанавливаются характеристики (признаки,
параметры каждой группы данных и производится
подсчет абсолютного числа факторов, характеризующих
группу (число учащихся, уроков, отметок,
ответов и т.д.);
г) данные внутри каждой сформированной
группы располагаются в ряд (вариационный ряд) по убыванию
или возрастанию признака. Определяется
наибольшее и наименьшее значения признака;
д) вариационные ряды данных, полученных
в номинальной или порядковой шкале, ранжируются. Интервалы группировки по ранга
е) проводится статистическая обработка
полученных количественных данн
ж) составляются наглядные материалы,
отображающие полученную информацию:
таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.,
по которым в дальнейшем устанавливаются и анализируются связи между параметрами экспериментальных объектов.
Педагогические явления
Методы математической статистики в последние
десятилетия стали применяться и в педагогике.
Поэтому экспериментатору необходимо
знание ряда простейших понятий математической
статистики и умение с ними работать.
Все множество интересующих исследователя
однородных явлений, событий или их показателей
называется генеральной совокупностьюданных объектов. Та часть последней,
которая подвергается экспериментальному
изучению, называется выборочными совокупностью
или выборкой.
Величина (объем) выборки представляет собой абсолютное
(счетное) количество однородных объектов
исследования (явлений, событий или их
характеристик).
Выборка характеризуется рядом статистических
характеристик, наиболее употребительными
из которых являются: относительное (процентное)
значение, удельное значение, среднее
арифметическое значение, дисперсия, среднее
квадратичное отклонение среднего арифметического.
Относительное значение данного показателя - это отношение числа
объектов, имеющих этот показатель, к величине
выборки. Выражается относительным числом
или в процентах (процентное значение).
Пример: Успеваемость в классе = числу положительных
итоговых отметок, деленному на число
всех учащихся класса. Умножение этого
значения на 100 дает успеваемость в процентах.
Удельное значение данного признака - это расчетная величина,
показывающая количество объектов с данным
показателем, которое содержалось бы в
условной выборке, состоящей из 10, или 100, 1000 и т. д. объектов.
Пример: Для сравнения уровня правонарушений
в разных регионах берется удельная величина
- количество правонарушений на 1000 человек(N)
N = (число правонарушений
в регионе)*1000
(население региона)
Среднее значение данного показателя выборочной совокупности (арифметическое среднее, выборочное среднее) - это отношение суммывсех измеренных значений показателя к величине выборки.