Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:02, реферат
Станислав ТиофиловичШацкий (1878-1934) - представитель концепции свободного воспитания.
Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.
Введение
1 Педагогическиевзгляды С.Т. Шацкого…………………………………
2 Педагогическиепринципы и нововведенияШацкого…………………
Заключение
Список литературы
Тогда
еще не было подобных современным
школьных учебно-производственных бригад,
появлялись только первые ростки общественно
полезного труда детей в
Для Шацкого детский коллектив в широком смысле -- это организация, подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленность всей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре внимания педагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детской самодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельность детского коллектива -- в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед -- закон его жизни.
Огромное
значение придавал Шацкий работе детских
коммунистических организаций, а также
вопросам самоуправления воспитанников.
«Работать вместе с детьми,-- писал
С. Т. Шацкий,-- это значит признавать
громадное влияние на детей детского
общества. Школа должна быть заинтересована
в развитии детских организаций,
участвующих в строительстве
жизни. Ей тогда легче будет работать.
Огромную поддержку в этом деле могут
оказать школе наши пионеры и
комсомол, сплачивающие наиболее энергичные
элементы нашей молодежи». В наши
дни, когда активизируется деятельность
органов ученического самоуправления
как действенного средства идейно-нравственного
воспитания личности, очень своевременно
вспомнить о педагогическом опыте
Шацкого. Придавая огромное значение самоуправлению,
Шацкий стремился к тому, чтобы
максимальное количество детей участвовало
в разных формах управления делами
коллектива, сознательно и ответственно
относилось к порученному делу, и
важно, чтобы школьники умели
свои желания и намерения подчинять
требованию коллектива. Роль общего собрания
детей, мнение коллектива -- большая
сила в становлении и развитии
каждого воспитанника. Конечно, не один
С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные
аспекты проблемы детского коллектива
и разумно организованного
Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого в разработку вопросов советской дидактики. Он, будучи членом ГУСа с 1921 г., много и плодотворно работал под непосредственным руководством Н. К. Крупской над определением содержания образования в школе. Научно-педагогическая секция ГУСа тогда была центром педагогической мысли страны. Это был путь исканий, на котором у Шацкого были значительные достижения, но были и увлечения вроде некритического отношении к методу проектов, некоторой недооценки роли систематических знаний в обучении школьников. После известных решений ЦК партии и правительства к школе Шацкий решительно преодолел эти взгляды и в последние годы жизни плодотворно трудился над вопросом повышения роли урока как основной фирмы учебной работы.
В системе
дидактических взглядов С. Т. Шацкого
также многое созвучно современности,
когда перед школой встала задача
совершенствования содержания образования
в свете решений XXV съезда партии,
повышения качества учебно-воспитательной
работы, решительного поворота школы
к улучшению трудового
Большое
значение Шацкий придавал тому, чтобы
дети ясно представляли себе цель обучения,
значение получаемых знаний для участия
в социалистическом строительстве,
в окружающей жизни. Очень важно,
по Шацкому, всемерно развивать у
учащихся интерес к учению. Ребенок
по натуре своей исследователь. Интерес
к занятиям возрастает, прежде всего,
если они посильны для учащихся.
Но в дальнейшем он может снизиться
и даже погаснуть, если его не поддерживать.
Шацкий вывел такую закономерность:
ученики в процессе работы тратят
свои силы, но в том-то и сущность
учения, что чем больше они тратят
свои силы, тем больше их приобретают.
Для высокой эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шацкий начал свою активную педагогическую деятельность в 1905 году, когда организовал общество "Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество "Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии "Бодрая жизнь".
Этапы деятельности:
1. подход
к ребенку как к высшей
2. стремление рассмотреть педагогический процесс как "Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.
Через
всю теоретическую и
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джуринский Н.А. История педагогики М., Владос Пресс 1999
2. История педагогики и образования // Под.ред. Пискунова А.И. М., 2001
3. Латышина Д.И. История образования и педагогической мысли М., Гардарики 2003
4. Лушников
А.М. История педагогики
5. Советский энциклопедический словарь М., 1988
6. Торосян В.Г. История педагогики М., Владос Пресс 2003
7. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах М., 1962 Т.I
8. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах М., 1980 Т.I
9. С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267
10. Черепанов С. А., С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958, с. 88