Педагогические взгляды Шацкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

Станислав ТиофиловичШацкий (1878-1934) - представитель концепции свободного воспитания.
Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Содержание

Введение
1 Педагогическиевзгляды С.Т. Шацкого…………………………………
2 Педагогическиепринципы и нововведенияШацкого…………………
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат 3 Шацкий.docx

— 43.22 Кб (Скачать)

Тогда еще не было подобных современным  школьных учебно-производственных бригад, появлялись только первые ростки общественно  полезного труда детей в социалистическом сельском хозяйстве, но идеи о его  педагогически разумной организации  непосредственно в производственных условиях у Шацкого сформулированы вполне определенно. Особенно он подчеркивал  необходимость смены различных  видов труда, систематичность и  посильность его и такую организацию  дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоционально окрашен, доставлял им истинную радость. Шацкий считал, что общественно полезный труд должен приобщать детей к  делу социалистического строительства  в целом, чтобы общественно полезные дела школьников данной местности в  их сознании были частичкой общего труда советского народа.

Для Шацкого  детский коллектив в широком  смысле -- это организация, подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленность всей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре внимания педагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детской  самодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельность детского коллектива -- в его непрерывном  движении, а забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед -- закон его жизни.

Огромное  значение придавал Шацкий работе детских  коммунистических организаций, а также  вопросам самоуправления воспитанников. «Работать вместе с детьми,-- писал  С. Т. Шацкий,-- это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве  жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут  оказать школе наши пионеры и  комсомол, сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи». В наши дни, когда активизируется деятельность органов ученического самоуправления как действенного средства идейно-нравственного  воспитания личности, очень своевременно вспомнить о педагогическом опыте  Шацкого. Придавая огромное значение самоуправлению, Шацкий стремился к тому, чтобы  максимальное количество детей участвовало  в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и  важно, чтобы школьники умели  свои желания и намерения подчинять  требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива -- большая  сила в становлении и развитии каждого воспитанника. Конечно, не один С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные  аспекты проблемы детского коллектива и разумно организованного труда  в его становлении и развитии. В ходе строительства советской  школы это была кардинальная задача для педагогов -- теоретиков и практиков. Она в общем виде определялась партийными и государственными документами. Вспомним, какой поистине колоссальный труд в ее разработку вложен Н. К. Крупской. Много принципиально нового внес в эту сокровищницу советской  педагогики в 30-е гг. А. С. Макаренко. В послевоенные годы над проблемами детского коллектива работал В. А. Сухомлинский. И теперь эти вопросы -- предмет  особого внимания исследователей -- педагогов, психологов, социологов. Хотелось бы подчеркнуть преемственность  в разработке магистральных вопросов советской педагогики. Она легко  прослеживается, если рассматривать  этот вопрос в историческом аспекте. Это ни в какой степени не умаляет  индивидуального и своеобразного  вклада каждого из замечательных  деятелей советской педагогической науки в разработку теории коллектива и роли общественно полезного, производительного  труда в воспитании детей и  юношества. Роднит их общность коммунистической идеологии и прочная опора  в научных выводах ни живой, многолетний  опыт с конкретным детским и педагогическим коллективом. В их творчестве естественно  отражались поиски и находки других педагогов-современников. Непреоборимая  сила социалистической педагогики как  принципиально нового явления общественной жизни состоит в том, что она, развиваясь на основе марксизма-ленинизма, впитывает многообразный коллективный труд, накопленный в ее историческом развитии. Она -- продукт этого исторического пути.

Весьма  значителен вклад С. Т. Шацкого в  разработку вопросов советской дидактики. Он, будучи членом ГУСа с 1921 г., много  и плодотворно работал под  непосредственным руководством Н. К. Крупской над определением содержания образования  в школе. Научно-педагогическая секция ГУСа тогда была центром педагогической мысли страны. Это был путь исканий, на котором у Шацкого были значительные достижения, но были и увлечения  вроде некритического отношении  к методу проектов, некоторой недооценки роли систематических знаний в обучении школьников. После известных решений  ЦК партии и правительства к школе  Шацкий решительно преодолел эти  взгляды и в последние годы жизни плодотворно трудился над  вопросом повышения роли урока как основной фирмы учебной работы.

В системе  дидактических взглядов С. Т. Шацкого  также многое созвучно современности, когда перед школой встала задача совершенствования содержания образования  в свете решений XXV съезда партии, повышения качества учебно-воспитательной работы, решительного поворота школы  к улучшению трудового воспитания. С. Т. Шацкий считал, что школу всегда должен интересовать накопленный детьми жизненный опыт. Он позволяет, по его  мнению, правильно организовать и  учебный процесс, связанный с  приобретением ребенком новых знаний, и осознанный детьми физический труд, и занятия искусством. При этом очень важно, чтобы знания сопровождались выработкой умения работать. «Никто не может отрицать важности того,-- писал  Шацкий,-- чтобы ученики наши твердо знали тот минимум необходимых  сведений, которыми должен быть вооружен каждый советский гражданин; но если эти знания получаются лишь путем  работы памяти и если они не сопровождаются накоплением известных навыков  умелой работы, то вряд ли эти знания представляют ценность... Таким образом, умение работать и получение знаний -- это две стороны одного и  того же процесса». [10]

Большое значение Шацкий придавал тому, чтобы  дети ясно представляли себе цель обучения, значение получаемых знаний для участия  в социалистическом строительстве, в окружающей жизни. Очень важно, по Шацкому, всемерно развивать у  учащихся интерес к учению. Ребенок  по натуре своей исследователь. Интерес  к занятиям возрастает, прежде всего, если они посильны для учащихся. Но в дальнейшем он может снизиться  и даже погаснуть, если его не поддерживать. Шацкий вывел такую закономерность: ученики в процессе работы тратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше они тратят свои силы, тем больше их приобретают. Для высокой эффективности учебного процесса нужна научная организация  труда школьников. Прежде всего, следует  исключить всякого рода неразумную трату времени. Ученик всегда должен иметь возможность обращаться к  учителю в случае затруднения. Необходимо рациональное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работ. Монотонность в занятиях создает  у школьников своеобразное состояние  гипноза, тормозит продуктивность работы и погружает учащихся в вынужденный  педагогический сон. Драгоценное время  затрачивается впустую. В методы работы надо вносить разнообразие и  обязательно обращать внимание на эмоциональную  сторону детской деятельности в  процессе учения. Шацкий придавал огромное значение органическому сочетанию  в педагогическом процессе культуры ума с культурой чувств. Он писал: «Мы мало используем силу эмоционального воздействия живого слова -- больше всего стремимся заставить слушателя  мыслить, забывая при этом о его  чувствах, переживаниях, психологических  состояниях... Мы, разумеется, не против воспитания культуры ума, мы за сознательные знания, за активную мыслительную деятельность учащихся на уроках, но мы против одностороннего «интеллектуализма»,-- надо, чтобы учитель  не только возбуждал «дум высокое  стремленье», но умел бы и «глаголом  жечь сердца». Говоря другими словами, ум и чувства учащихся должны быть в ладу, интеллектуальная и эмоциональная  сферы должны помогать друг другу». Смысл педагогического учета, по Шацкому, состоит в том, чтобы  он помогал школьникам трудиться, вырабатывал  у них желание подвергнуться  проверке, обнаружить и устранить  затруднения, которые возникли в  ходе учебных занятий. И оценивать  надо проделанную работу, а не личность ученика, проявлять при этом максимум внимания и доброжелательности к  растущему человеку. Это только некоторые  штрихи дидактической системы С. Т. Шацкого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Шацкий  начал свою активную педагогическую деятельность в 1905 году, когда организовал общество "Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество "Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии "Бодрая жизнь".

Этапы деятельности:

1. подход  к ребенку как к высшей ценности,

2. стремление  рассмотреть педагогический процесс как "Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила  идея детского труда. На раннем этапе  этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три  элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Джуринский  Н.А. История педагогики М., Владос  Пресс 1999

2. История  педагогики и образования // Под.ред.  Пискунова А.И. М., 2001

3. Латышина  Д.И. История образования и  педагогической мысли М., Гардарики  2003

4. Лушников  А.М. История педагогики Екатеринбург 1995

5. Советский  энциклопедический словарь М., 1988

6. Торосян  В.Г. История педагогики М., Владос  Пресс 2003

7. Шацкий  С.Т. Педагогические сочинения  в 4-х томах М., 1962 Т.I

8. Шацкий  С.Т. Избранные педагогические  сочинения в 2-х томах М., 1980 Т.I

9. С.  Т. Шацкий: Избранные педагогические  сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267

10. Черепанов С. А., С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958, с. 88

Информация о работе Педагогические взгляды Шацкого