СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
1 Педагогическиевзгляды
С.Т. Шацкого………………………………… |
4 |
2 Педагогическиепринципы
и нововведенияШацкого………………… |
12 |
Заключение |
|
Список
литературы |
|
ВВЕДЕНИЕ
Станислав
ТиофиловичШацкий (1878-1934) - представитель
концепции свободного воспитания.
Сформулировал
принцип самоценности детства, этот
принцип исходил из огромной роли
детства в жизни человека. Сосредоточил
свое внимание на необходимости исходить
из детского мироощущения в организации
воспитательно-образовательного процесса.
Весь учебный процесс должен строиться
только в соответствии с закономерностями
развития ребенка и в тесной взаимосвязи
с окружающей средой. Подчеркивал, с
одной стороны, что соц. Среда
несет в себе мощные факторы становления
личности и оказывает влияние
на ее расцвет, с другой - может накладывать
жесткие рамки на этот процесс, не
только направляя, но и ограничивая
его.
Сторонники
свободного воспитания рассматривали
ребенка как биосоциальное существо,
сформулировали основные положения
организации воспитательно-образовательного
процесса:
• требования
среды законны,
• необходимо
дать им свободно проявиться в процессе
воспитания и обучения,
• учебновоспитательный
процесс должен быть направлен на всестороннее
развитие личности, а не на ее приспособление
к узким социальным рамкам жизни,
• школа
может и должна участвовать в преобразовании
среды.
1 Педагогические
взгляды С.Т. Шацкого
Шацкий
Станислав Теофилович (1878 – 1934) родился
13 июня в г. Смоленске в многодетной
семье военного делопроизводителя.
Окончил шестую московскую гимназию,
с 14 лет зарабатывал на жизнь репетиторством,
давал частные уроки. В последние
гимназические годы пришёл к выводу,
что так учить и воспитывать,
как его в гимназии, нельзя. В
Московском университете на физико-математическом
отделении понимает, что его призвание
естественные науки. А в последствии,
под влиянием профессора К.А. Тимирязева
и благодаря его обаянию, Шацкий
увлёкся изучением философии, психологии
и педагогики. Занятия в университете
он совмещает с посещением музыкальной
школы, а в последствии и консерватории
по классу вокала. Образование Шацкий
завершает в Московском сельскохозяйственном
институте, в который поступает
в 1902 году и в 1905 году, охваченный «чрезвычайной
жаждой реального дела» оставляет
занятия и там.[1 с. 386] В период
обучения в институте, судьба сводит
его с профессором А.Ф. Фортунатовым
и его братом, который впоследствии
становится его единомышленником в
педагогических изысканиях.В эти
годы Шацкий предпринял попытку открыть
школу ручного труда для детей
работников института, но не получил
одобрения в Московском учебном
округе.[4 с. 512]Познакомившись с творчеством
Л.Н. Толстого и его педагогическими
изысканиями (описанием Яснополянской
школы), Шацкий увлёкся многими идеями
Толстого–педагога, а впоследствии
воплотил их в практику обучения и
воспитания. Так в 27 лет в Шацком
окончательно сформировался педагог-новатор
со своими идеями и взглядами. Сам
он сформулирует в последствии свою
цель следующим образом: «…дело, которое
меня привлекло,…носило, общественный
характер, давало простор творчеству
каждого участника, избрало для
своей деятельности бедные рабочие
слои населения, имело своим заданием
провести в жизнь трудовое воспитание,
детское самоуправление и удовлетворение
детских интересов». [8 с. 630] В мае 1905 г.
В Сущёвско-Марьинском районе Москвы по
инициативе С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко
организовано культурно-просветительское
общество и детская летняя колония в Щёлково,
которая продолжала работу в городских
детских клубах зимой. Вся структура получила
название «Сетлмент» (от англ. - комплекс)
и вскоре переросла в сеть культурно-воспитательных
учреждений. Несмотря на английское название,
общество культивировало исконно русские
ценности, было самобытным и оригинальным.
С Шацким сотрудничали А.А. Фортунатов,
Е.А. Казимирова (Фортунатова), В.Н. Демьянова
(Шацкая) и др. Педагоги давали концерты,
занимались литературной работой и вовлекали
в творческую деятельность всё большее
количество детей. Они организовывали
походы в театры, музеи, картинные галереи,
вывозили детей из бедных кварталов на
природу. Руководители «Сетлмента» стремились,
чтобы его члены были не просто посетителями,
а инициативными и активными участниками
общего дела.[4 с. 514] Кружок педагогов открывает
детский сад на двадцать мест, где женщины-работницы
могли оставить своих ребятишек. В квартире
одной из сотрудниц организовали амбулаторию
и зубоврачебный кабинет для детей. Шацкий
и его коллеги убеждены, что трудовое воспитание
как важное дополнение к интеллектуальному
обучению; самодеятельность детей и свобода
выбора ими занятий по интересам, это главная
задача всей их воспитательно-образовательной
работы. В этот период Шацкий решает, что
в системе воспитания должна присутствовать
народная основа и семейные ценности:
трудолюбие, взаимопомощь, доброта. За
три года работы комплекса педагоги разработали
свою оригинальную систему воспитания
детей, получившую блестящее практическое
воплощение. Эта система базировалась
на постоянном творчестве учителей и учащихся,
причём в процессе творческой работы учителя
отмечали, что они сами развивались под
влиянием творчества детского коллектива.
В 1908 году клуб был закрыт полицией за
проведение в нём «социализма для детей»,
а Шацкий на некоторое время уехал за границу.
В 1909 году педагог-новатор возобновляет
работу в новом, организованном им обществе
« Детский труд и отдых», которое было
разрешено официально. В уставе общества
было записано, что с детьми должны вестись
физкультурная и спортивная работа, проводиться
занятия ручным, трудом декламацией, музыкой
и пением. Организовываться экскурсии,
концерты и спектакли с участием детей,
создание детских библиотек, бесплатных
амбулаторий для детей. То есть занятия
оставались в основном те же, но не раскрывались
принципы их организации: самоуправление,
самодеятельность. Труд воспитателей
оставался неоплачиваемым, а содержалось
общество на частные взносы и пожертвования.
Работать приходилось в условиях тайного
и явного полицейского надзора, часто
проводились обыски, угроза закрытия висела
над учреждением. Летом 1909 г. Шацкий вновь
уехал за границу для изучения зарубежного
педагогического опыта. Он побывал в Дании,
Швеции, Норвегии. Вернувшись, Шацкий с
коллегами обратились, через прессу и
публичные выступления к населению Москвы
с призывом поддержать «Детский труд и
отдых». И, наконец, в 1911 году появилась
возможность организовать, давно задуманную
им детскую сельскохозяйственную колонию.
В статье «Не пугайте детей», задолго до
создания колонии Шацкий отмечал, что
школа должна быть связана с жизнью в деревне
на научных основаниях. [6 с. 248]. Помещица
М.К. Морозова выделила безвозмездно землю
в Калужской губернии (ныне город Обнинск)
и средства на постройку и оборудование
колонии. Колония получила название «Бодрая
жизнь». О ней он в соавторстве с супругой
В.Н. Шацкойв последствии ярко и увлекательно
написал в одноимённой книге.(1914) Вот лишь
небольшая цитата, касающаяся его взгляда
на воспитание: «Начатки творческой силы
существуют почти у всех, у маленьких и
у больших людей – надо лишь создать для
проявления её подходящие условия». («Бодрая
жизнь» 1914) [7 с 450.] В колонии вводятся детский
труд, наблюдения за природой, научные
занятия, художественное творчество, игры,
начала самоуправления. Шацкий мечтал
о создании сети подобных «Бодрых жизней»,
где воспитывались бы высококультурные
рабочие люди, новое поколение трудовой
интеллигенции. В 1914 – 1915 гг. он приступает
к реализации плана по созданию детского
опытно-показательного учреждения (опытной
станции), где решались две задачи – отработка
воспитательной системы и практическое
обучение молодых педагогов. Удалось получить
субсидию от городской Думы и Министерства
народного просвещения. На полученные
средства возле села Белкино, недалеко
от «Бодрой жизни» организуется опытная
станция. Её задачи: создание сети воспитательных
учреждений – ясли, детский сад, начальная
и дополнительная школы, курсы для взрослого
населения («высшая крестьянская школа»),
мастерские, библиотеки, местный музей.
Открытие кооперативных крестьянских
учреждений, народного дома. Организация
профессиональной помощи агронома, врача,
ветеринара, юриста; здесь предполагалось
испытывать и проверять методы земской
работы. По существу это был проект социального
преобразования деревни. Но до 1917 года
удалось сделать только первые шаги по
воплощению этого грандиозного плана.
Октябрь 1917 года поверг Шацкого в глубокие
сомнения. Взгляды «большевиков» казались
ему слишком радикальными, и по началу
он отверг предложение А.В. Луначарского
войти в руководство Наркомпросом. Но
вскоре Шацкий меняет свою позицию, так
как новая власть даёт ему возможность
реализовать свои планы относительно
опытной станции. В 1919 году Наркомпрос
одобрил его проект о создании «Первой
опытной станции по народному образованию
Народного комиссариата просвещения».
Первая опытная станция включала в себя
два отделения: 1. Калужское, куда входили
школа-колония «Бодрая жизнь» (головное
учебное заведение), 14 школ 1-й ступени,
1 школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные
летние площадки, 3 районные библиотеки,
школьный музей, педагогическая выставка.
2. Московское – район Марьиной Рощи, включало:
детский сад, Первую трудовую школу, педагогическую
выставку, педагогическую библиотеку,
педагогический техникум. Школа-колония
«Бодрая жизнь» стала культурным центром,
объединившим её воспитанников и молодёжь
района, они занимались в ее клубах, мастерских,
библиотеки, в детской производственной
кооперации. Первая опытная станция была
автономной и получила право самостоятельно
определять содержание своей работы. Сам
С.Т. Шацкий продолжал развивать свои,
еще дореволюционные идеи, связанные с
проблемами организации жизни детей во
всей ее многообразности, придания общественно-полезной
направленности деятельности детей, значимой
для них самих. Он полагал, что построение
всего воспитательно-образовательного
процесса должно учитывать личный опыт
детей. «Настоящее воспитание дает сама
жизнь», - утверждал Шацкий. Школа же создает
социальную среду, организует жизнь детей,
развивая в них потребности и способности,
создает условия для разумной жизни детей.[3
c. 518]
В основу
деятельности «Станции» был положен
главный принцип советской педагогики
20-х гг. – связь школы и воспитания
с жизнью, боевой, наступательный характер
педагогической деятельности. Он понимал
воспитание как организацию жизни
детей, которая складывается из их физического
роста, труда, игры, умственной деятельности,
искусства, социальной жизни. Считал, что
соединение обучения с производительным
трудом необходимо, оно делает процесс
овладения знанием более осмысленным.
На станции осуществлялась интересная
идея: воспитывая детей, одновременно
воздействовать на взрослое население.
Детский коллектив и жителей
района находились в постоянном сотрудничестве.
Дети активно участвовали в работе
по улучшению жизни в окружающей
социальной среде. Опыт такого участия
изложен Шацким в его работе «Деревенские
дети и работа с ними». В работе
с детьми он предлагал идти от того,
что рядом с ними, от семьи, дома,
школы к более широким и
дальним перспективам, к обществу,
в конечном счете, участвуя в его
преобразовании. Организацией трудового
воспитания вместе с Шацкими занимаются
А.У. Зеленко, М.Н. Скаткин, А.А. Миленчук.
Все осуществлялось под лозунгом:
«Жизнь должна быть деятельной!». Виды
труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская
работа среди населения, занятия по труду
в школе, мастерской, сельскохозяйственный
труд и др.[2 с. 471] Опыт трудового воспитания,
проводимого Шацким, и его коллегами представляет
исключительную ценность. Успешная попытка
организации общественно полезного труда
соединения его с потребностями жизни
разительно отличает трудовую деятельность
школьников тех лет, от системы трудового
воспитания и обучения в общеобразовательной
школе всех последующих десятилетий. Важной
составной частью воспитательной работы
в детских учреждениях супруги Шацкие
считали развитие у детей эстетического
начала. Особое направление деятельности
– музыкальное образование было в ведомстве
В.Н. Шацкой (1882–1978 гг.), в последствии действительного
члена Академии Педагогических Наук РСФСР,
разработчика курсов по музыкальному
воспитанию, эстетическому воспитанию,
учебного пособия для педучилищ, которое
используется до сих пор.[5 с. 754] Воспитанники
колонии учились любить и понимать творения
величайших музыкантов – Глинки, Чайковского,
Бетховена, Моцарта, а так же русскую народную
музыку и песни. Красочные театральные
зрелища: инсценировки событий жизни,
пьес, массовые праздничные действия осуществлялись
в «Первой опытной станции» педагогами
и детьми совместно, основываясь на их
творчестве и выдумке. Театральные постановки
способствовали как общему развитию детей,
так и повышению культуры местного населения.
Высказав идею, что педагогика – это синтез
науки и искусства Шацкий воплощал ее
в действительность. «…Лучшее средство
в деле воспитания – это дать проявиться
в душе ребенка какому-нибудь хорошему
чувству, и, смотря по силе этого проявления,
на память о пережитом, которая направляет
волю пусть узнают дети про себя, как они
могут быть честны, искренни, благородны,
просты, добры, деятельны…Воспитание
человека должно быть воспитанием его
самодеятельности, и в этом стремлении
не нужно останавливаться на полдороги.»
- писал Шацкий в своей книге «Годы исканий»
в 1924 году.[7 с. 148] Первая опытная станция
была широко известна в стране и за рубежом,
ее посели многочисленные экскурсии, иностранные
педагоги оставляли неизменно восторженные
отзывы. Джон Дьюи, посетив «Станцию» был
восхищен: «Я не знаю ни чего подобного
в мире, что могло бы сравниться с ней.
Я имел счастье ознакомиться с влиянием
ее на весь окружающий район. Школа, которая
учитывает динамику среды и активно участвует
в перестройке жизни, - это одно из самых
интересных педагогических новшеств,
которые я знаю». Успех советского воспитания
он связывал с прогрессивностью российской
интеллигенции, получившей возможность
заниматься самыми передовыми идеями.[4
с. 182] Коллективными являлись и педагогические
поиски и опыт. Шацкий смог создать из
талантливых и самоотверженных единомышленников
коллектив научных и практических работников,
вместе разрабатывавших и воплощавших
в жизнь новые педагогические идеи. Он
боролся против тех педагогов, которые
стремились создать новую науку о ребенке
без опоры на опытную и экспериментальную
работу. Выступая в 1928 году на дискуссии
о предмете и задачах педагогики, он упрекал
В.Н. Шульгина, А.П. Пинкевича, А.Г. Калашникова
в том, что их труды оторваны от практики,
внедряют в педагогику методы кабинетной
работы. Однако сам Шацкий не избежал обвинений
в том, что стоит в стороне от марксистской
теоретической педагогики. Его называли
«толстовцем», «аполитичным интеллигентом»
и т.д. А.В. Луначарский критиковал его
за «фермерскую» педагогику и даже назвал
его работу «шацкизмом», хотя сам отзывался
о нём как о «блестящем» педагоге. Его
опыт был поддержан Н.И. Бухариным, видевшим
в его школе возможность подготовки «крепко
стоящего на ногах, грамотного, образованного,
инициативного работника», так необходимого
для сельского хозяйства.[3 с. 522] В начале
30-х годов началась кампания по уничтожению
и изгнанию старой интеллигенции, были
репрессированы и объявлены врагами народа
многие друзья и единомышленники Шацкого.
Отстранён от должности нарком Луначарский.
Учебно-экспериментальная работа 20-х годов
была признана вредной и ошибочной, запрещены
все поиски новых методов обучения и воспитания
детей. В 1932 году С.Т. Шацкий покинул опытную
станцию и был назначен руководителем
Центральной педагогической лабораторией
и временно директором Московской консерватории,
где впервые создал кафедру педагогики.
Так власти устранили его от практической
деятельности. В довершении ко всему Шацкий
узнаёт, что на него заведено «персональное
дело» по подозрению в связях с «врагами
народа» Сегодня доподлинно неизвестно
что послужило причиной скоропостижной
смерти в возрасте 56-ти лет, этого смелого
педагога-гуманиста, возможно, когда-нибудь
в архивах и найдётся документ, проливающий
свет на это. Но, изучая его труды и биографию,
становится ясно, что он искренне и горячо
сочувствовал детям из рабочих семей,
самоотверженно помогал им, создавая воспитательные
учреждения и стремясь облегчить их жизнь,
вернуть в неё радость и счастье. Несколько
десятилетий имя Шацкого было забыто советской
педагогикой. Интерес к его работам и идеям
возродился в начале 60-х годов.
На сколько
же актуальны взгляды Шацкого
в сегодняшней педагогике? Самоуправление,
самодеятельность, творческая активность
детей. Ненасилие в воспитании, гуманизм,
признание самоценности каждой личности.
Прочная опора учебной и воспитательной
работы на потребности социальной жизни.
Трудовое воспитание, развитие самостоятельной
исследовательской работы в детях,
нравственная чистота в помыслах
и деятельности учителя. А так
же модель школы, организующей деятельность
детей, ставшей центром воспитания
в микросреде, координатором всех
воспитательных действий, учитывающей
специфику местных условий, культуры
и традиций народа. Несомненно, все
выше обозначенные идеи имеют право
на существование в XXI веке. А реализовывать
их комплексно, или же применять
их частично это зависит от позиции
и задач, которые ставятся перед
образовательным учреждением в
каждом конкретном случае.
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ И НОВОВВЕДЕНИЯ ШАЦКОГО
Шацкий
первым в России создал клубные учреждения
для детей пролетарской окраины
Москвы -- Марьиной Рощи. Конечно, «домик
в Вадковском переулке» как внешкольное
учреждение общества «Детский труд и
отдых» кардинальным образом отличается
от современных Дворцов и Домов
пионеров. Несоизмеримы условия и
размах работы, ее содержание и направленность.
Но не утратили своего значения педагогические
принципы, применявшиеся Шацким в
работе этих внешкольных учреждений,
рассчитанные на широкую самодеятельность
детей, на применение разумно и интересно
организованного труда как средства воспитания.
Шацкий
-- родоначальник русской и советской
дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные
годы им и его ближайшими сотрудниками
была разработана оригинальная, как
Шацкий называл, русская система
воспитания в детском саду, существенно
отличавшаяся от той, что была создана
Фрёбелем и современницей Шацкого--М.
Монтессори. После Октября, когда
дошкольное воспитание впервые в
мире стало системой государственной,
идеи Шацкого получили свое дальнейшее
развитие. Он разработал педагогическую
систему работы детского сада в условиях
как города, так и деревни. Характерным
для него был широкий социальный
подход к постановке дошкольного
дела. Воспитание в детском саду
должно давать ребенку всестороннее
развитие и быть тесно связано
с семьей, средой, окружающей детей,
и по возможности делать эту среду
лучше, культурней. В статье «Система
русского детского сада» (1921) он писал:
«...воспитание есть организация детской
жизни, объект воспитания -- ребенок, и
в нем мы прежде всего ценим
то, что он есть организм растущий».
[9]
Рассматривая
содержание воспитательной работы в
опытном детском саду, в той
же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие
элементы детской жизни: физическое
развитие, искусство, умственная жизнь,
социальная жизнь, игра и физический труд.
В дополнение
к ранее установленным С. Т. Шацким
элементам детской жизни добавляется
физическое развитие, в других случаях
Шацкий употребляет термин «охрана
здоровья». Сочетание этих элементов
и составляет содержание воспитания
в детском саду.
Выдвинутый
С. Т. Шацким принцип определения
содержания воспитания по видам деятельности
детей получил свое применение сегодня
в работе массовых детских садов.
Программа воспитания детей в
старшей группе современного детского
сада составлена по разделам: воспитание
навыков культурного поведения
и соблюдения правил гигиены, расширение
ориентировки в окружающем и развитие
речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация,
конструирование. Особое значение С. Т.
Шацкий придавал игре как важному
средству воспитания детей. «Игра,-- писал
Шацкий,-- это жизненная лаборатория
детства, дающая тот аромат, ту атмосферу
молодой жизни, без которой эта
пора ее была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке
жизненного материала, есть самое здоровое
ядро разумной школы детства». В настоящее
время проблема игры в работе дошкольных
учреждений, и не только в них, является
предметом обстоятельного внимания педагогов
и объектом научной разработки. Работа
с детьми по видам деятельности переносилась
Шацким и его коллегами и на детей школьного
возраста.
Всестороннее
развитие личности как педагогическая
проблема глубоко интересовала передовых
представителей общественной мысли
в России и за рубежом. Но эта идея
оставалась светлой мечтой, невозможной
для реализации в условиях эксплуататорского
общества. Только марксизм-ленинизм поставил
ее на реальную основу. Уже в первых
документах, определявших развитие новой
школы,-- второй Программе партии и
Декларации о единой трудовой школе
-- эти направления были ясно выражены.
Для нас программное требование
партии о всестороннем развитии личности,
закрепленное теперь в Конституции
СССР, в педагогическом аспекте означает
воспитание высокообразованных, всесторонне
развитых строителей коммунистического
общества, советских патриотов и
интернационалистов, готовых активно
участвовать в общественно полезном
труде, беззаветно защищать социалистическую
Родину. Как важнейшая практическая
задача она сформулирована и в
декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК
КПСС и Совета Министров СССР о школе.
В деятельности
С. Т. Шацкого вопросы всестороннего
развития ребенка всегда занимали видное
место. Пример тому -- его экспериментальная
работа, описанная в книге «Бодрая жизнь».
Но тогда,
в условиях старой России, при всей
огромной ценности педагогических находок,
эта работа носила по объективным
причинам времени ограниченный, можно
сказать, тепличный характер. Только
победа Великого Октября, коммунистическая
идеология открыли торный путь педагогическому
творчеству Шацкого по всестороннему
развитию личности ребенка. Вся живая
практика Первой опытной станции
Наркомпроса и прежде всего ее
ядра -- школы-колонии «Бодрая жизнь»
говорит об этом. Сочетание интеллектуальной
деятельности детей с физическим
их развитием, посильным и разнообразным
трудом, разносторонним эстетическим
воспитанием, охватывающим весь мир
прекрасного -- музыку, изобразительное
искусство, драматизацию, вместе с активной
общественной работой позволили
этому творческому коллективу добиться
высоких результатов. Особой заслугой
Шацкого следует считать теоретическую
и практическую разработку им системы
эстетического воспитания как органической
части коммунистического воспитания
в целом. Главным же в работе по
всестороннему развитию личности школьника
для Шацкого была ее идейная, коммунистическая
направленность, тесная связь с жизнью,
с перспективами строительства
нового общества. «В нашей стране,--
писал Шацкий,-- вопросы воспитания
являются неизмеримо более кровными,
чем в любой западной стране. На
нас легла колоссальная историческая
ответственность перед бесчисленным
миром всесветных трудящихся масс.
От того, как мы поведем воспитание
нашей детворы, молодежи, зависит
не именно будущее нашей экономики,
но и самая прочность нашего революционного
дела». [9] Конечно, наша школа сегодня работает
в иных условиях. Неизмеримо большими
стали материальные и социальные возможности
повышения эффективности педагогического
труда. Школьное дело действительно стало
делом общенародным и общепартийным. Но,
решая практические задачи всестороннего
развития личности школьника, и в наши
дни очень важно опираться на высокие
образцы педагогического опыта прошлого,
к которым, безусловно, относится творчество
С. Т. Шацкого.
В системе
коммунистического воспитания школьников
особое место отводится роли самодеятельного
детского коллектива. В решениях партии
и правительства о школе систематически
подчеркивалась важность этой стороны
советской педагогической системы.
Вопросами педагогики детского коллектива
С. Т. Шацкий занимался едва ли не с
начала своей педагогической деятельности.
Воззрения его на эту проблему
эволюционировали. Широко они раскрыты
в книге «Бодрая жизнь», но с
большей полнотой и разносторонностью
они были развиты Шацким в строительства
советской школы. Главным фактором,
цементирующим детский коллектив,
по Шацкому, является разнообразный
труд, и прежде всего труд производительный,
связанный с трудом взрослого
населения. В условиях начавшейся в
конце 20-х -- начале 30-х гг. социалистической
реконструкции сельского хозяйства
он считал важным создание специальных
участков в колхозах и совхозах,
которые полностью обрабатывались
бы школьниками под руководством
педагогов, при надлежащей культуре
труда. «Нам нужно говорить о такой
организации детской работы,-- писал
Шацкий,-- которая является частью работы
колхоза, такой частью, которая посильна,
доступна детям, но она должна быть
серьезной. Нам нужен такой детский
труд, который был бы полон смысла и подъема».