Педагогические взгляды Демокрита

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. “Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где  с 12 до 16 лет обучались сыновья  богатых родителей. Им преподавали  греческий язык, риторику, давали некоторые  сведения из литературы и истории  В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения  за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии,- их готовили к высшим государственным  должностям.

С возникновением Римской  империи (II в. до н. э.) императоры превратили грамматические школы и школы  риторов в государственные, задачей  которых была подготовка преданных  императорской власти чиновников Андреев  В.И. Педагогика. - Казань, 2002. - С. 117..

Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать  представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более  приобретало религиозный характер.

Педагогические  взгляды Квинтилиана

Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной  из лучших школ риторов в Риме, которая  вскоре приобрела широкую известность  и стала государственной.

На основе опыта  своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд “О воспитании оратора”, в котором  нашли отражение и некоторые  общепедагогические проблемы.

Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса  о роли природы человека в его  развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей  и не сомневался в том, что уже  в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая  и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием  можно достигнуть очень многого  Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории  воспитания и педагогической мысли. - Л., 1998. - С. 103. .

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях  римского-общества, где дети допускались  на пиршества и становились свидетелями  неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода  детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив  и в нем легко укореняется  как хорошее, так и дурное; следует  учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

Возраст от 5 до 7 лет  Квинтилиан, как и Аристотель, отводил  на подготовку к школе. Он считал, что  дети до 7 лет должны практически  овладеть двумя языками - родным и  греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия  с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал  поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог  дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном  ознакомлении их с видом ч названием  букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал  на соблюдении систематичности и  последовательности в обучении.

Учить надо нс многому, говорил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного  слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все  это нужно начинать развивать  в дошкольном возрасте. Лучшим средством  воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые  способствовали бы и нравственному  воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение  прочитывают целиком. разбивают  на логические части и заучивают  частями, в заключение оно декламируется  целиком Соловков И.А. История педагогики. - М., 2003. - С. 82..

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого  специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к  воспитанию детей дошкольного возраста.

Педагогические  взгляды Cократа

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим  достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством  продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис  о том, что главной среди жизненных  целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек  является обладателем разумного  сознания, направленного на добро  и истину. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между  личным и общественным бытием. И  напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих  ближних ведет к душевному  разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной  предрасположенности, Сократ видел  наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот зна-ет, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности  человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись  без образования..., они бывают очень  дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда  перед ним встал выбор, сохранить  жизнь или отказаться от такой  деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал  свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи  Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов - так  называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном  искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках  истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: " Я знаю только то, что  я ничего не знаю".

Беседы Сократа  вызывали у слушателей особый эмоциональный  и интеллектуальный подъем. "Когда  я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и  со многими другими", - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

Известны имена  учеников Сократа, высказывавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), является автором  первого античного педагогического  романа "Воспитание Кира". Ксенофонт  полагал, что образование может  быть, прежде всего, делом государства, которому следует воспитывать совершенных  граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Другой ученик Сократа - Антисфен (450-360 гг. до н. э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо, прежде всего, приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как  особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и  лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут  в роскоши").

Информация о работе Педагогические взгляды Демокрита